История военных флотов знает немало примеров затопления кораблей собственными экипажами. Обычно это делалось ради обретения какого-либо военного преимущества. Например, во время обороны Севастополя в ходе Крымской войны (1853 - 1856) русские затопили несколько кораблей у входа в бухту, чтобы туда не могли войти английские и французские суда. В 1905 г. русские же моряки затопили крейсер «Варяг», чтобы он не достался японцам и не использовался ими потом в войне. Но самый массовый и странным случай затопления принадлежит немецкому флоту — прямой ущерб врагу не был его целью.
Согласно плану последней операции Кригсмарине под кодовым названием «Регенбоген» (по-нем. «радуга») экипажи германских кораблей в конце Второй мировой войны должны были собственноручно затопить свои суда. Так немцы собирались сохранить честь флота и уберечь корабли от посягательств союзников, которые бы их разрушили сами или конфисковали.
Приказ об уничтожении всех военных кораблей (кроме некоторых минных тральщиков, которые должны были разминировать воды после войны) был отдан гросс-адмиралом К. Дёницем 30 апреля 1945 г. (Гитлер назначил его главой государства). Ирония судьбы: приказ о потоплении собственного флота пришелся на первый день правления немецкого адмирала. Затем Дениц сформировал правительство и подготовил процедуру капитуляции, а после был арестован американцами, чтобы вскоре оказаться уже в Нюрнберге. Дёниц заслуживал этого уже хотя бы потому, что под его руководством вермахт отчаянно сопротивлялся союзникам еще несколько дней, и в совсем уже бессмысленной бойне продолжали погибать люди.
Удивительно, что Дёниц полностью осознавал тяжесть поражения и своей ответственности, но продолжал выполнять замыслы уже мертвого Гитлера. Приказ «Регенбоген» был из их числа — Гитлер вообще настаивал на разрушении всей германской индустрии и инфраструктуры. И корабли, как он говорил, надо потопить, чтобы им «не пришлось капитулировать перед врагом» и «ради сохранения чести флота» — такой предлог придумал фюрер для своей ставшей к концу маникальной мании разрушения. Вдохновение он черпал, вероятно, в опыте кригсмарине 1919 г., когда после поражения в Первой мировой войне немецкие моряки затопили 52 корабля, чтобы они не достались англичанам.
Но если тогда это было инициативой самих моряков, то в 1945 г. затопление стало идеей фюрера. И немцы, уже знавшие о смерти Гитлера, начали выполнять приказ «Регенбоген» и топить корабли. Однако, спустя несколько дней, 4 мая, Дёницу пришлось отменить приказ, чтобы в условиях подготовки капитуляции не раздражать лишний раз союзников таким враждебно окрашенным актом: в этот день они требовали, чтобы все немецкие корабли перешли под контроль победителей. Тем не менее, отмене приказа подчинились не все офицеры, и до 8 мая 1945 г. на Западной Балтике успели затопить 238 подводных лодок включая недостроенные и учебные. Подлодки, как основной и массовый тип используемого Кригсмарине оружия, пострадали больше всего. Продолжали уничтожение и после 4 мая (вплоть до 8), не доверяя исходящим от Дёница новым приказам, так как адмирал уже находился под жестким давлением союзников. Затопления происходили в большей части военных портов – Вильгельмсхафен, Фленсбург, Нойштадт, Киль, Варнемюнде, Травемюнде, Гельтингер и др.
Для моряков корабли становятся обычно вторым домом, к ним привязываются и испытывают нежные чувства. Но в этот раз, как вспоминал один из немецких ветеранов, при виде потопленных кораблей «все одновременно испытывали чувство облегчения и благодарности, потому что это значило, что им удалось спастись и выжить». Это точно обозначало конец ненавистной войне.
Собственноручное уничтожение подлодок для немцев не имело смысла еще по одной причине. Несмотря на «Регенбоген», 154 субмарин Германии все же сдались в плен союзникам. Удивительно, но немцы могли бы не тратить силы на операцию «Регенбоген», так как победители сделали с их лодками то же самое: потопили их. 121 лодка из 154 были уничтожены (операция «Дэдлайт») в конце 1945 г. Оставили только некоторые для военного обучения, изучения техники и испытаний вооружения, а также несколько для музеев. Смысл имело только затопление немцами новейших лодок, представлявших особый интерес для победителей. Речь идет об электролодках XXI и XXIII серий с мощными аккумуляторами, быстрых, маневренных и почти неуязвимых на тот момент. Но с этим немцы как раз просчитались, одна такая лодка все равно досталась британцам. Несколько лодок досталось и СССР, они служили в рядах советского ВМФ (последняя немецкая подлодка была списана только в 1972 г.). Вот так всего за несколько дней мая 1945 г. непобежденный и досаждавший союзникам всю войну немецкий подводный флот стал грудой подводного металлолома.
Константин Дмитриев
Комментарии (0)