Спектакль-посвящение Владимиру Маяковскому в Театре Терезы Дуровой – одна из самых стильных премьер весны. И вот почему.
Ода мужской стати: чем вам запомнится спектакль «Без галош элегантнее» Александр МуравьевЧто мы знаем о Маяковском? Революционер, но классик советской литературы. Эстет и экспериментатор, но неистово, фатально любящий человек. «Певец банок Моссельпрома» (как насмешливо называл его Есенин), то есть автор плакатных стихов – но искренний обличитель мещанского быта. Один из самых хрестоматийных поэтов – но красивый мужчина «на стиле», главный модник прошлого века. В общем, глыба – но очень противоречивая.
Театр Терезы Дуровой при полном аншлаге представил спектакль «Без галош элегантнее», раскрывающий самые разные грани личности этой глыбы. И не в последнюю очередь – те, что радуют глаз.
Алена МаряшинаНетрудно догадаться, что зрителя ждёт совершенно небанальное путешествие. Так, задолго до премьеры возникал вопрос: что же это за приуроченная к юбилею Маяковского постановка о нём, в которой самого Маяковского, по слухам, не будет?..
«Наоборот – их целых пять. Из разного времени, разных ситуаций, разных ощущений, разных стихов»,
— говорит режиссёр театра, народная артистка РФ Тереза Дурова.
Второй интересный момент: это не дежурная постановка к юбилею. Хотя в этом году поэту действительно исполняется 130 лет, у Терезы Дуровой были свои мотивы.
«На самом деле, спектакль был задуман задолго до юбилея. Юбилей – это, конечно, прекрасная дата, но в нашей жизни (в моей конкретно жизни) Маяковский присутствует давно. Как личность, как поэт, как человек, как мужчина, если хотите»,
— отмечает Тереза.
Александр МуравьевФормат спектакля тоже нестандартен. Это чистый перфоманс без выраженного сюжета. Пятеро Маяковских — Руфат Акчурин, Павел Повалихин, Георгий Шабанов, Михаил Бубер и Сергей Батов – дефилируют в различных образах и декламируют стихи разных лет. В том числе и малоизвестные и даже не принадлежащие перу Маяковского (в спектакле звучат строки Лившица, Бурлюка и Кручёных – «коллег» по футуризму).
Каждая сцена олицетворяет тот или иной период в жизни и творчестве классика. От совсем юного автора, бросившему вызов символизму стихотворением «А вы могли бы?» (1913) – до маститого поэта, находящегося на пике славы, бичующим «буржуазные» замашки юных комсомольцев сатирическим «Маруся отравилась» (1927). Строгих временных рамок и чёткой хронологии тоже нет: из 1928-го (года, когда были написаны «Стихи о разнице вкусов») мы возвращаемся к «Лиличке!» (1916), а затем снова бросаемся в 20-е, когда была написана поэма «Люблю».
Александр МуравьевФрагменты биографии можно распознать уже по костюмам. Знаменитая жёлтая блуза – богемный Маяковский из 1910-го. «Бритый инженер» в кепи и простых мешковатых твидовых брюках – близкий к пролетариату поэт из 1920-х. Элегантные пальто, шляпы, свежие сорочки, перстни, бриолин – знак того, что Владимир уже влюбился по уши и сменил гардероб под влиянием Лили Брик. А ещё в показе участвуют роскошный халат в турецком стиле, парчовые жилеты, кумачовый цилиндр и другие образы «радужного денди».
Визуал спектакля – вообще одна из его главных жемчужин. Недаром художником-постановщиком выступает народный художник РФ, лауреат Государственной премии Мария Рыбасова, а художником по костюмам – лауреат национальной премии «Золотая маска», Заслуженный художник РФ Виктория Севрюкова. Всё хочется рассматривать, причём ещё до начала спектакля. Оригиналы тех самых костюмов можно увидеть на фотовыставке в фойе, организованной совместно с Государственным музеем В.В. Маяковского. А чёрно-красная программка выполнена в фирменном конструктивистском стиле его агитплакатов.
Ещё одна жемчужина – живое музыкальное сопровождение (спасибо музыкантам и композитору Сергею Кондратьеву). Джаз всегда в моде, как и сам Маяковский, и звучит так же многогранно: порой холодно и меланхолично, порой захлёстывающе. Барабан как будто является шестым, не заявленным, участником актёрского состава: то марш революции, то сердце романтика.
Александр МуравьевТо, что в Театре Терезы Дуровой приготовили настоящий подарок для фанатов Маяковского – уже понятно. Но стоит ли идти на премьеру, если вы фанатом не являетесь? Однозначно, да. Во-первых, вы, как минимум, пересмотрите свои взгляды на поэзию. Во-вторых, прекрасно проведёте вечер хотя бы благодаря музыкальной составляющей (не любить джаз невозможно). В-третьих, спектакль почти наверняка станет «бустером» для вашего стиля. После увиденного хочется сменить бесформенную толстовку на что-то более комплиментарное.
«Для меня было удивительно узнать, как Маяковский заказывал себе костюмы. Он очень точно объяснял мастеру, чего хочет, он знал детали и недостатки своей фигуры, знал, как эти недостатки замаскировать. Внешний вид был для него очень важным элементом. Юноши сегодня мало обращают на это внимание. Встречая их на улице, не совсем понимаешь: то ли он только что встал, то ли ещё не ложился. Хочет спрятаться от мира? Какое послание он несёт?..... Всё-таки я не приверженец стиля унисекс, хочется конкретного выражения, красоты и именно мужской стати. Вот этим Маяковский удивляет и восхищает»,— признаётся Тереза Дурова.
По словам Татьяны Яковлевой, одной из возлюбленных поэта, своей осанкой и одеждой Маяковский напоминал ей английского аристократа. Тем больший диссонанс вызывает двустишие «Говорят, без галош элегантней. Это ложь. Вся элегантность – от наших галош!» и тому подобные слоганы. Но, как ни странно, эта рекламная маска лишь усиливает ощущение монолита его личности. Гений остаётся собой. Кстати, в одной из немногих сцен соприкосновения — когда Маяковские разных лет встречаются и декламируют по очереди некие знаковые строки – звучит именно эта ода «Резинотресту».
Александр МуравьевСовсем вскоре после неё прозвучит отрывок из «Флейты-позвоночника». Хотя и не тот, в котором поэт «метался, слова в рифмы выгранивал», но именно таким, ювелирно выграненным с одной стороны, искренним и вдохновлённым – с другой, получился сам спектакль. Отличное доказательство того, что форма не только не исключает содержания, а иногда даже обыгрывает и раскрывает его ценность.
- Где: Театр Терезы ДуровойКогда: 23 марта, 12 апреля, 24 мая, в 19.00
Комментарии (0)