
Временами слишком актуальное и злободневное шоу, чтобы смотреть его, не закрывая глаз.
«Нулевой пациент», реж. Сергей Трофимов, Евгений Стычкин кадр из сериалаВ 1988 году в Элисте молодой врач Кирсан Аюшев оперирует грудного младенца с подозрительными симптомами. Мальчик умирает, предположительно – от осложнений, вызванных ВИЧ. Но откуда ВИЧ в СССР, где, как известно, даже секса нет, а СПИД – это «болезнь из-за границы, которой болеют только проститутки, наркоманы и представители нетрадиционной сексуальной ориентации?». Которых, как известно, в Советском Союзе тоже нет и быть не могло. Тем не менее, довольно скоро выясняется, что дела обстоят хуже, чем кажется: в больнице ВИЧ-инфицированных больше, чем кажется, а в цивилизованной Москве, где на приезжих иностранцах зарабатывают валютные проститутки, и вовсе того и гляди разразится настоящая эпидемия. Вместе с еще одним молодым врачом, Дмитрием Гончаровым, и журналистом Игорем Караханом Аюшев берется за дело всей жизни: предотвратить вспышку СПИДа в государстве.
«Нулевой пациент», реж. Сергей Трофимов, Евгений Стычкин кадр из сериалаЗачем смотреть сериал, если мы все равно знаем его концовку? На самом деле все гораздо сложнее: вспышку не только не удалось предотвратить, но и по сей день далеко не каждый житель России знает, что эпидемия «забугорной болезни» не просто не остановилась, но разгорается. И все это – из-за недостаточной информированности населения; простите за мрачный каламбур, но страна другая, а болячки все те же. В некотором смысле, у «Нулевого пациента» есть высокая гуманистическая цель – дать понимание того, что есть такое ВИЧ и СПИД, ведь некоторые до сих пор не знают разницы между этими двумя понятиями. Но она не первоочередная. Гораздо важнее, что сериал показывает, как государства, в которых есть проблемы с волеизъявлением, скрывают правду от своих граждан.
«Нулевой пациент», реж. Сергей Трофимов, Евгений Стычкин кадр из сериалаВ этом плане «Нулевой пациент» уместно рифмуется с другим шоу про эпоху СССР конца 1980-х – «Чернобылем» от HBO. Можно бесконечно долго спорить о достоверности обоих произведений, но ключевой момент – их схожесть на почве того, как работают и влияют на жизнь институты лжи где бы то ни было. Когда Кирсан Аюшев обнаруживает первые признаки эпидемии, он пытается сообщить об этом своему начальнику – тот нехотя, не сразу соглашается, в отличие от столичного чиновника, отца Дмитрия Гончарова, который и вовсе решает поначалу забить на россказни сына, помешанного на теме ВИЧ. Так часто бывает: самоуверенность застилает глаза до момента, пока они не раскроются сами собой – от ужаса и осознания того, что вспышка прозевана, а волна уже накрывает тебя с головой. Ощущение невидимой катастрофы «Нулевой пациент» передает очень сильно – особенно если учесть, что зрителю остается понять: катастрофа уже случилась. Осталось выяснить, куда она нас заведет.
«Нулевой пациент», реж. Сергей Трофимов, Евгений Стычкин кадр из сериалаВ этом плане сериал вышел очень сильным. Непросто смотреть его, не занимаясь перекладкой фактов с одних временных рельсов на другие: проблема ВИЧ не освещается должным образом до сих пор. В СССР секса не было, но им занимаются практически все – и мало кто знает, как правильно. Детали создают нужное настроение: стыдливо лежащее на тумбочке «Резиновое изделие №2», стакан в автомате с газировкой, из которого пьют все, кто хочет, рукопожатие или порез на пальце – все намекает на то, что проблема куда ближе, чем может показаться. Она в обыденных вещах, в самых повседневных действиях – и часто мы предпочитаем повседневно пропускать все мимо ушей. Пока не станет слишком поздно.
Статьи по теме:

Комментарии (0)