Мы призываем людей замечать не только плохое, а почаще открывать своё сердце для добра.

Нина Дворжецкая и Алексей Колган: «Когда мы познакомились, поняли, что дышим одним воздухом»

Знаю, меня осуждали за то, что вышла замуж второй раз. Не кокетничаю: мир разделился ровно пополам,...

МИХАИЛ КЛЮЕВ/7 ДНЕЙ

Знаю, меня осуждали за то, что вышла замуж второй раз. Не кокетничаю: мир разделился ровно пополам, когда сказала, что у меня роман. У кого-то из моих девок лились слезы от счастья, кто-то говорил: «А ты подумай», другие — «А как же Женина память?»

— Нина, Алексей, прошлый год для вас обоих был юбилейным. Интересно, изменилось ли восприятие праздника в связи с тем, что мир стал другим?

Нина: Во главу угла мы всегда ставим чувство юмора, это помогает в любых обстоятельствах. Мой день рождения начался с того, что Алеша, едва проснувшись, сообщил: «Вообще никаких запахов не чувствую, видимо, заболел...» Побродил по квартире, убедился, что обоняние пропало, и сказал, что испортил мне юбилей. Ходил со слезами на глазах из угла в угол и причитал. Мы-то думали, что «широкую Масленицу» закатим, придут в гости внучка, дочка, сын с девушкой. Но нет худа без добра, во всем всегда есть и черное, и белое. Мои бесстрашные студенты-щукинцы устроили веселый «детский праздник». Завалились большой компанией, человек двадцать, заявили, что они все с антителами, не о чем беспокоиться, и мы шикарно отметили мое шестидесятилетие. Никаких серьезных чествований — мы вдвоем с Алешей из взрослых и куча веселых детей.

Алексей: Можно, и я по очереди расскажу про твой юбилей?

Нина: Подожди, сначала я — о твоем пятидесятилетии. Мы не хотели ничего готовить, а поскольку возможности позволяют, заказали еду в хорошем ресторане. И тут же страшно расстроились: навынос там готовят чудовищно. В общем, все выкинули и Алеша встал к плите. Дети обожают его хачапури, рецепт которого изначально был моим.

Алексей: Я не люблю дни рождения уже давно. И в этот раз не хотел гостей, пусть и юбилей. Весь день отвечал на телефонные звонки, а вечером пришли дети, внучка, мама. Мы заперлись у себя в норе, прекрасно посидели и разошлись.

— Алексей, ваша жена родилась первого января, это как-то сказалось на ее характере? Можно ли Нину назвать человеком-праздником?

— Нет, нельзя, она абсолютно домашняя. Мы любим и умеем веселиться, но в камерной обстановке.

Нина: Как это нет? Первоапрельская шутка не может не быть праздником.

Алексей: Путаешься в показаниях, ты родилась первого января.

— А зачалась первого апреля!

— Нина, можно посочувствовать тому, что подарков вы получаете меньше остальных. Наверное, с детства один — и на день рождения, и под елочку?

— Интересное кино! Нет, я всегда декларировала, что Новый год — одно, можно и плитку шоколада вручить, а день рождения — будьте любезны! Но уже много лет день рождения — тяжелая история. Кто-нибудь очень заботливый и внимательный, из тех, кто празднует Новый год до рассвета, может позвонить спозаранку. Раньше было так: часов в восемь утра Костя Кравинский стоял в дверях со словами «Я так тебя люблю, я так тебя поздравляю, скорее наливай и неси тарелку с закуской». Когда мы играли спектакли первого января (сейчас такой практики, слава богу, нет), на проходной меня встречал человек и предлагал донести сумки — с выпивкой, закусками. Все это тащилось немаленькими порциями. Собиралось много жаждущих, кому хотелось поправить здоровье под видом поздравлений меня с днем рождения.

— Годовщины свадьбы отмечаете? В этом году у вас гранатовая свадьба — девятнадцать лет.

Нина: Поздравляем с утра друг друга с праздником, но застолья не устраиваем, потому что либо я работаю, либо Алеша.

Евгений Дворжецкий в роли Генриха III в фильме «Графиня де Монсоро» vostock photo

Алексей: Неправильно ты говоришь, мы отмечаем! Но всегда вдвоем. Покупаем вкусности, выпиваем водки, которую я сам настаиваю, дети нас поздравляют...

Нина: Алеша совершенно неожиданно в пандемию занял себя новым делом. Поскольку он человек непьющий, от слова совсем, то готовит настойки.

Алексей: Зачем ты обманываешь, я тоже выпиваю.

Нина: Вечером говорит: «Что-то я устал, пожалуй, выпью». Наливает крошечную рюмочку, вот и все. А производит настойки в промышленных масштабах, раздаем друзьям, детям. Он делает их из вишни, смородины, на меду, без сахара. Однажды я туманно поинтересовалась:

— А из жимолости получится?

Он полез в Интернет и сказал:

— Да, иди собирай.

Мы как раз на даче были. Между прочим, жимолость нежная ягода, если чуть перезрела, трудно рвать. Я под проливным дождем как Золушка собирала и кричала: «Алеша, а сколько граммов надо?»

Вот вам следствие пандемии... Он без дела не может. Это мне легко — вышиваю, играю в буквы, чтобы не было склероза, кукол шью.

Алексей: Как только объявили пандемию, решил сделать в квартире студию. Я же человек звучащий (Алексей озвучивает и анимацию, и полнометражные фильмы. — Прим. ред.). И только все обустроил, мне позвонили в панике: «Вы звучите дома? Никого не можем найти!» Так что пятьдесят социальных роликов я озвучил не выходя за порог.

— Как вам кажется, какие самые важные события произошли в совместной жизни?

Алексей: Однажды утром я проснулся с таким чувством... Слово бы найти правильное... Радостным, оттого что так все гладко, и немного грустным, что так все быстротечно. Ощущение, будто все наши совместные годы — лишь одна страница, которую пишем и пишем.

— Психологи говорят о том, что в основе гармоничных семейных отношений — забота, безопасность, доверие, совместные цели. Правы они, как вам кажется?

Нина: Я с психологами не встречалась, не изучала эту тему. Говорухин как-то сказал мне такую фразу: «Важно, чтобы рядом был и собеседник, и сотрапезник». Вот у меня есть. Главной проблемой, когда не стало Женьки, было то, что исчез собеседник. (Первый муж Нины актер Евгений Дворжецкий погиб в 1999 году. — Прим. ред.) А мне он необходим... И вот уже почти двадцать лет у меня собеседник есть — Алеша. Он же и сотрапезник... Это тот человек, с кем можно разделить трапезу, пространство, а не просто пожрать и напиться. Алеша когда-то сделал мне комплимент, который я сначала не поняла: «Ты так красиво ешь».

Я за себя порадовалась, потому что знаю, как едят некрасиво. Наверное, восприняла слова буквально, что ем аккуратно и прилично. Но Алеша, видимо, имел в виду что-то другое.

Алексей: Это не только эстетика. Нина ест так, что мне, сидя напротив, тоже вкусно. В ресторане что-то долго выбираем, а в итоге мне своего совсем не хочется.

— Интересно, какие темы обсуждают собеседники Нина и Алексей?

Алексей: Любые! Кто звонил, что рассказал, какую сплетню — все это мы обсудим.

Нина: Еще у нас есть любимые развлечения. Например сочиняем поэмы. Уже есть несколько, которые, к сожалению, не записали, потому что обычно они рождаются в машине, пока мы куда-то долго едем. Набрасываем строку за строкой и ржем. Однажды сочиняли два с половиной часа.

Алексей: Или играем так. Берем имя собственное — Аврора Крейсер, Мотя Матик (математик), цепляемся за него и придумываем родню к этому слову. Можем полночи просидеть.

Нина: Как-то едем и из машины видим табличку «Мособлгаз». Я спрашиваю Алешу:

Алексей на съемках «Таинственной страсти», 2015 год ЮРИЙ ФЕКЛИСТОВ/7 ДНЕЙ

— Кто он?

— Наверное, монгол.

И дальше у Мособлгаза появляются родственники, дети, друзья.

О чем говорим? Допустим, у меня выскакивает из головы какое-то имя. Спрашиваю: «Алеш, а как звали артиста из фильма «Ставка больше, чем жизнь»?» И мы общими усилиями вспоминаем, что звали его...

Алексей: Склероз.

— Но «Гугл» же есть!

— В том-то и дело, что «Гугл» не принимает участия. Только если не вспомнили и чтобы успокоиться и уснуть, лезем в Интернет.

— Алексей, по вашему мнению, есть разумное зерно в формуле семейных психологов про заботу, доверие, безопасность и совместные цели?

Алексей: Любовь — это, наверное, химия. Или запах. Обо всем остальном, что вы назвали, я не задумывался. Живу как живу, и Нина тоже не задумывается.

Нина: Если говорить о сухих формулировках, приведу бытовой пример. Например покупаем Алеше какую-то вещь, которая ему страшно нравится. Дальше он говорит: «Ты хорошо за мной ходишь». А людям, которые скажут:

— Ой, какое у тебя пальто! — отвечает:

— За мной Ниночка очень хорошо ходит.

Это забота, конечно. Но только нельзя всерьез. Иначе скучно, страшно, и вот тогда заметишь и невнимание, и измену, и вранье, которого на самом деле, может, и нет. Но будешь истязать себя: «А любит ли он так, как надо мне?» Свихнуться можно, и конец миру в доме. Думаю, мы так оба считаем.

Алексей: Верно, не надо задумываться о формулировках.

— Нина, дочь ваша замужем, воспитывает вашу внучку. Советы разного толка даете?

— Ну, во-первых, Аня уже не замужем. Во-вторых, нам с Алешей обоим кажется, что советы можно давать, но хоть тресни на фашистский знак, никто не слушает. Мы, конечно, пытаемся их давать, у нас же дочь и сын, но родительские советы — просто сотрясение воздуха.

Алексей: Советуем, рекомендуем, но потом, поднимая палец, гнусно произносим: «А ведь я говорил, предупреждал». Но произносим это друг дружке, не детям.

— Какие-то серьезные задачки подкидывала жизнь, когда оба не знали, как поступить? Я имею в виду ваши отношения.

Алексей: Все как-то очень быстро решалось, потому что, если говорить серьезно, в нашем союзе...

Нина: Супружестве еще скажи.

Алексей: Ой нет, ужасно! Так вот, Нина гораздо мудрее меня.

Нина: Потому что я старше.

Алексей: Дело не в этом. Я эмоциональный человек, поэтому мое первое решение чаще неправильное. А Нина подкидывает умную мысль, я ее обдумываю и понимаю, что она права. В итоге иду по тому пути, который она предложила.

Нина: У меня — с точностью до наоборот. Не могу сказать, что Алеша мудрый, но иногда в его эмоциональной реакции, возникшей при моем размышлении, вижу рациональное зерно. Почему он так отреагировал? «Подумай, прислушайся, может, не ты права?» — говорю себе. Иногда решаю, что стоит просто подчиниться решению Алеши.

— И получается, Нина?

— Да... В связи с большим жизненным опытом, и в том числе — первым браком. Девятнадцать лет, которые мы прожили с Женей, не могу скинуть со счетов. Как это ни покажется странным, особенно в нынешнем времени разных гендерных вопросов, считаю, что когда женщина вышла замуж, она должна понимать, что муж — это муж. Он сам имеет большое значение, и его дело тоже очень важное. Ты свое делай — пожалуйста. Никто не отменяет твоих талантов, возможностей, знаний, но муж должен знать, что это он первый! Я не о том, что надо сесть дома и варить борщ. Но в моей жизни это правило существует, и я ему не изменяю.

С Михаилом Ефремовым Нину связывают долгие годы дружбы. В сериале Валерия Тодоровского «Оттепель» предоставлено пресс-службой Первого канала

— В чем мужчина должен быть первым?

— В успехе, в количестве работы, в денежном эквиваленте.

— Вы же не можете на это повлиять. Артисты — люди подневольные. Как заработаешь, если не приглашают сниматься, не дают ролей в театре? Не вагоны же мужчине разгружать.

— Про вагоны совсем другая история. Хотя Алеша пошел бы их разгружать, если нам нечего было бы есть. Впрочем, нередко то, что он делает, можно сравнить с работой грузчика. Берется за одно, и другое, и третье именно потому, что он глава семьи и отвечает за то, чтобы все были накормлены. Порой, когда возникает вопрос, соглашаться или нет на какие-то проекты, я говорю, что, возможно, не стоит... Но Алеша отвечает, что его волнует, на что мы будем жить завтра. Нам не нужны бриллианты и норковые шубы, но уровень жизни должен быть таким, каким он себе его представляет. Пожалуй, назову это «разгружать вагоны».

Алексей: Например мне присылают сценарий. Я говорил уже, что все воспринимаю эмоционально и сразу думаю, почему бы не согласиться. Нина же видит, что мне материал неблизок...Тут начинается спор, нужно брать эту работу или нет. Если соглашаюсь, часто потом оказывается, что по большому счету можно было бы обойтись без той работы... И Нина, поднимая палец вверх, говорит: «А я предупреждала».

Нина: В нашей профессии результат может быть любым. Хороший сценарий, к примеру, получится плохим фильмом. Я могу отказаться от какой-то роли совершенно спокойно, главное — первым и знаменитым должен быть Алеша. Мужчины так устроены.

— Так и есть, Алексей?

— Ну, наверное... Мы, как уже упоминал, живем и живем, без подведения теории. И не делим популярность, это глупо.

Например я снимаюсь в кино больше Нины, но звание народной артистки получила она. Прекрасно! Я званий не имею — ну и что?

Нина: Я так себе артистка, потому что у меня с амбициями хреново.

— Их и не было никогда? Как же так?

— Я знаю, что занимаюсь своим делом. Актерство — это мое, я профессионал. При этом не умею себя предлагать, никогда не просила ролей. И не переживаю, когда телефон молчит, хотите — верьте, хотите — нет.

Алексей: Когда в актерской семье возникает зависть — это беда. Не надо бояться того, что ты слабее или чего-то не знаешь. Нина прекрасный педагог, не устану повторять, что в актерском плане я стал качественно лучше рядом с ней, потому что пользуюсь Ниниными знаниями. Не боюсь прямо спросить: «Нин, вот здесь не знаю как... Помоги найти ключ». Такого нет — сиди помалкивай, я сам справлюсь. Нина во многих ролях мне немало полезного подсказала. Например в «Принцессе цирка» мы саму роль проговаривали вдвоем, набалтывали, устраивали мозговой штурм.

Точно так же и она иногда просит: «Алеша, я здесь запуталась, давай поговорим об этом». Это мы возвращаемся к роли собеседника...

— А привести друг друга в проект можете? Например снимается Нина у Тодоровского в «Оттепели» и говорит, мол, у меня есть муж — прекрасный артист, нет ли для него роли?

Нина: Да, конечно, обязательно скажу, что у меня чудесный муж, вот такой артист! Сказать — ради бога, за это денег не берут. А в ответ услышишь: мы его прекрасно знаем. Но сейчас ему тут нет места. Толку никакого... Я очень трезво и цинично отношусь к нашему цеху.

Алексей: Иногда я подвожу Нину на встречи с режиссерами. Ну поздоровались, расцеловались. Иногда жду ее тут же, кофе пью. Напрашиваться на роль не буду. Кастинг — процесс, который от нас не зависит.

Анна Дворжецкая (слева) в спектакле РАМТа «Манюня» МАРИЯ МОИСЕЕВА

— Нина, знаю, что в труппу РАМТа вы попали тридцать пять лет назад, по сути по протекции мужа, Евгения Дворжецкого.

— Да, я заставила его пойти со мной к главному режиссеру Алексею Владимировичу Бородину, потому что надоело сидеть без работы. Показывалась в Театр на Таганке к прекрасному Анатолию Васильевичу Эфросу. Знаю, что понравилась, он сам сказал, но — «Давайте до осени». Понимала, что это пшик, тогда Эфрос только пришел на Таганку и его там невзлюбили. Гончаров тоже мне сказал: «Какая замечательная девка, осенью приходи, поговорим».

Алексей: Главное, что и мне Андрей Александрович Гончаров в другое время почти так же сказал! И добавил: «Только что такого же, как ты, взяли. Ну куда мне с вами двумя...»

Нина: Со мной та же история, он только что взял в труппу Иру Розанову: «Куда двух-то?»

Если говорить о том, что дочь, Аня Дворжецкая, работает в РАМТе, расскажу как было. Я подошла к Алексею Владимировичу (Бородин — худрук РАМТа. — Прим. ред.) и спросила:

— Вы посмотрите мою дочь?

Не говорила: мол, вспомните прошлые заслуги! Он ответил:

— Скажу честно, если не понравится, то нет, не возьму.

Спасибо ему большое, девочка в труппе. Если зададите вопрос — значит что, по блату? Отвечу: да, по блату. Но я там же, в РАМТе, работаю, и в училище, где Аня училась, преподаю. Поэтому так и говорю: Дворжецкая блатная!

Аня училась у Поглазова, ее блат сработал один раз и закончился, как и для каждого из актерских детей. А дальше — доказывай, на что годишься.

Я сама, после того как взяли в труппу, еще года два работала на разовых ролях. В нашей профессии все решает случай. К нам в труппу должна была прийти Юля Рутберг, но в итоге она выбрала Театр Вахтангова, а я получила роль, которую Алексей Владимирович предполагал дать ей. Потом Яна Лисовская ушла во МХАТ, надо было ее заменять. Дальше возник «Король Лир» и остальное, и я смогла наконец продемонстрировать, что уже что-то могу.

— Алексей, вы по-прежнему в Театре сатиры?

— Уже одиннадцать лет как я — вольная птица. Свой уход не рекламировал, ушел и ушел. И мне очень комфортно. Если задуматься о том, в каком театре хотел бы работать... не знаю. Как судьба сложится. Но с удовольствием поработал бы с Женей Писаревым. Он мне интересен.

— На одной сцене с Ниной не хотели бы?

Алексей: Нет. Система мне не подходит. Если выпускается спектакль, актриса Дворжецкая живет в театре. Уезжает с утра и может вернуться домой в час ночи. При моем образе жизни не могу себе позволить такого же. Съемки, то, другое... Я даже в антрепризы не хожу, чтобы никого не подводить. Непорядочно сидеть на двух стульях.

— Нина, у вас уже был опыт работы с первым мужем в одном театре. Амбиции с Евгением Дворжецким не сталкивались?

— Нет, мои принципы сформировались очень рано. Считала: если Женя работает много, а я меньше, то это очень хорошо для мужчины. Он артист, я артистка, в театре мы коллеги, а не муж и жена. Алеш, у тебя есть амбиции?

Алексей: Нет. Мы с Ниной философы. Вместе играли только концертные номера в Доме актера, и то возникали споры. Хотя нет, не могу назвать это спором, скорее обменом мнениями. На репетициях я мог сказать:

— Нина, ты не понимаешь, что такое реприза.

— Нет, понимаю.

Я аргументированно настаиваю на своем. Дальше приходим к выводу — ладно, проверим на зрителе.

Мы оба прошли школу драматического искусства, но я больше погружен и в кино, и в эстрадное искусство, в этом вопросе разбираюсь.

В спектакле РАМТа «Инь и Ян. Черная версия» МАРИЯ МОИСЕЕВА

Нина: Я попробую согласиться. Но если это не примут зрители, скажу: «А что я говорила!»

Алексей: А я отвечу — значит ТЫ что-то неправильно сделала.

— Вы оба такие веселые! Это легко удается? Многим кажется, что жизнь крайне серьезная штука — не до шуточек.

Алексей: Одна моя знакомая преподала хороший урок. Спросила:

— Как у тебя дела?

Я ответил:

— Плохо.

Она серьезно на меня посмотрела:

— Скажи, пожалуйста, у вас кто-то с инсультом лежит?

— Нет конечно!

— Слово материально. Вслушайся, как оно звучит, — будто камни катятся куда-то в пропасть. А когда мы говорим: «Хорошо» — слово летит! И потом, никому особо не надо знать, как у тебя дела. Если неважно, человек может порадоваться.

Вот так и живем, не произносим запрещенных слов, радуемся тому, что имеем.

— Нина, первого декабря 1999 года Евгений Дворжецкий погиб в автомобильной катастрофе... Время лечит?

— Нет, не лечит совершенно. Я по-прежнему стараюсь не смотреть фильмы с Жениным участием. Сразу нарушается равновесие жизни, которая и так, как вы заметили, непростая. Все так же страшно, так же непонятно, необъяснимо, как и двадцать два года тому назад, стараюсь туда даже носа не совать.

Тех, кто знал Женю, становится все меньше. Первого декабря Алешка работал, я была дома одна и занимала себя чем угодно, полным идиотизмом, чтобы только не вернуться к тому, что там, за окном...

— Вас с Евгением называли Дворжиками, и когда одного не стало, как поддержали друзья другого, оставшегося? Вы рассказывали в разных интервью, что сразу после трагедии многие помогли деньгами. А в дальнейшем как друзья проявились?

— Да простят меня многие, могу забыть кого-то назвать. Но Лешка не даст соврать, один человек, который остался рядом, — Дима Дибров. Не бросал меня и делал все возможное, чтобы помочь — с работой, да с чем угодно.

Мы можем не общаться годами, но первым, кто поздравил меня со званием народной артистки, был Дима. Непонятно, как вообще узнал, он находился где-то очень далеко, но позвонил через полчаса после того, как был обнародован указ. Следом — дочь: «Рассказывай! Мам, тебе не стыдно, что я узнаю о такой новости из прессы?»

Еще никуда не делся Олег Меньшиков. Когда я обратилась к нему по поводу своих выпускников, сказал: «Приезжай и показывай» и в труппу двоих взял. Притом что у него самого был выпускной курс и сложная ситуация в театре. Думаю, что это те Дворжики звучат...

Из огромного числа друзей за эти двадцать два года мало кто спрашивал, как наши дети, которых они так любили. Знаю, меня многие осуждали за то, что вышла замуж второй раз. Не кокетничаю: мир разделился ровно пополам, когда сказала, что у меня роман. У кого-то из моих девок лились слезы от счастья, кто-то говорил: «А ты подумай», другие — «Ты что?! А как же Женина память?»

Алексей: Гораздо легче сопереживать вдове. Потому что ей хуже, чем тебе.

Нина: Я реагировала так: лесом идите! Детей кто растить будет? Им нужна психически здоровая мать.

— Мне хочется спросить: как дети? Об Анне известно больше, чем о Мише. Чем он занимается?

— Ему двадцать два, оканчивает операторский факультет ВГИКа. Учится у прекрасного мастера Игоря Клебанова.

— Сам прошел?

Нина: В нашей ситуации трудно сказать — сам или не сам. Он набрал девяносто семь баллов на творческом конкурсе. Но вообще, папа-Колган снимался у Игоря Семеновича.

— Миша уже отдельно живет?

Однажды проснулся с таким чувством... Радостным, оттого что все гладко, и грустным, что все быстротечно. Ощущение, будто совместные годы — лишь страница ИЗ АРХИВА Н. ДВОРЖЕЦКОЙ

Нина: Снимает квартиру, причем решение отделиться было его, и не как декларация, чтобы что-то доказать, а как проявление взрослости. Уже год живет с девушкой. И кстати, в том, что Мишка самостоятельный парень, заслуга Алеши.

— Хороший он у вас получился?

Алексей: Считаю, что да. С ним не было сложно, пубертат прошли довольно легко. У всех детей есть какие-то пригорки, но с нашими и правда не было трудно.

— Нина, когда не стало Евгения, дети были маленькими: Ане девять лет, Мише — пять месяцев. Как храните память их отца, ведь вам очень больно его вспоминать?

— Мы отмечаем Женькин день рождения каждый год двенадцатого июля. Дети приезжают, друзья — шашлыки, воспоминания, истории из нашей с Женей жизни. Все ненавязчиво и к слову. Такое наше с Алешей представление о доме, семье, воспитании. Мы шутим, что у Алеши три тещи. Когда он на мне женился, были моя мама, мачеха и Женина мама Рива Яковлевна. Так что папа Женя никуда не делся, в доме стоят его фотографии.

Алексей: Рива, пока была в силах, приезжала в гости. Мы с ней жили в дружбе и согласии до последних ее дней. Она звонила, сообщала, что посмотрела передачу или фильм с моим участием, любила обсудить мои работы, мы с ней подолгу беседовали.

Нина: Не могу сказать, что я, Алеша, Рива специально что-то делали, чтобы ребята помнили папу, но они помнят. Хотя Анька фильмы с его участием смотрит с трудом. День его гибели — тяжелая зарубка, дочь все помнит.

— Тем более что девочке папу никто не может заменить.

Нина: Я это знаю на собственной шкуре, потому что меня воспитывал папа. Родители разошлись, когда мне было шесть лет. Сначала я оказалась в интернате, но с десяти лет стала жить с папой и мачехой, которую называла мамой.

У нас с ней всю жизнь сохранялись теплые отношения. А мама моя была сложным человеком... Вспоминаю лишь единичные телефонные звонки, вот и все. Но последние годы она жила рядом, я сделала все, чтобы ей было комфортно. Мама умерла одиннадцать лет назад, царствие ей небесное... В отношениях с ней у меня вышла кривая история, неприятная. Но это мой опыт. Когда появился Алеша, она была довольна, что в доме мужчина, который может приготовить котлеты и принести кошелек.

— Эмоционально холодная мать влияет на всю нашу дальнейшую жизнь. Мы становимся другими...

— С комплексами... Мои дети говорят, что от меня дождаться поцелуев и объятий невозможно: «О, где-то вулкан извергается!» Не научилась этому, не умею... Да, я еврейская мамаша, которая будет подтирать попу, бесконечно спрашивать: ты не замерз, не проголодался? Но прижать к себе, зацеловать — нет, не могу. Алеша мне говорит, что они взрослые, хватит крыльями прикрывать.

Алексей: Нина не тактильный практик. Зато тактильный я. Когда мне надо, я ее тискаю.

— Нина, интересно, а из вашей мамы получилась хорошая бабушка?

— Она очень любила Мишу, надо отдать ей должное. С Анькой отношения были сложнее. Но она очень мне помогла, дети не были брошены, пока я работала. Она долго с нами жила, в последние годы — в квартире по соседству.

— У детей претензий не было, что маму мало видели?

— Если выпускаем спектакль, то я, как сказал Алеша, живу в театре. Аньке было лет двенадцать, когда я позвонила в перерыве узнать, как дела. «Мам, подожди, скажи, пожалуйста, а как ты выглядишь?» — спросила дочь. Считать это претензией? Нет. У ребенка хорошее чувство юмора.

Алексей Колган с детьми Анной и Михаилом Дворжецкими, 2017 год ЮРИЙ ФЕКЛИСТОВ/7 ДНЕЙ

Алексей: Миша, ему было лет пять, заявил, сидя на диване нога на ногу, что мы у него должны спрашивать разрешения, когда идем в ресторан. Но считать ли это претензией? Нет конечно.

— Еще многие работающие женщины знакомы с чувством вины...

Нина: Наверное, и я себе чего-то напридумывала, в смысле, что должна была бы больше времени им уделять. Но сейчас могу сказать, что своим детям я нужна такой, какая есть. Для них сейчас я внятный авторитет. Притом что они могут со мной не соглашаться и живут своей жизнью.

Алексей: Ровно так же, как и я. Меня посещала мысль о том, что, может, надо больше отдыхать от работы и чаще ходить с ними в зоопарк или кино. С годами эти мысли испарились, я вижу результат. У нас вырос мужчина, а не барчук. Он знает, как приготовить еду, в курсе, что нужно зарабатывать деньги, дарить женщинам цветы, подавать им руку, когда выходят из транспорта. Это ли не результат? Гордимся и Аней, которая нашла себя в профессии, у нас отношения с детьми замечательные.

— Для них вы — Леша?

Алексей: Аня называет Лешей, иногда отцом. Если говорит о нас с Ниной, то — родители. Миша зовет папой. Я ему достался в четыре года.

С любыми вопросами оба знают, куда идти. Наша позиция — не лезть. О детях мы знаем то, что должны. Не поймет ребенок, если вмешиваться в его жизнь без спросу, это все — мимо сада. У нас есть такая шутка: «Фульмулилуй». Так Миша говорил в детстве. Учись задавать вопрос правильно, чтобы получить ответ.

Нина: Наша семья патриархальная, глобальные вопросы решаем вместе. И Миша, и Аня — оба могут не захотеть что-то обсуждать, но знают, что мы всегда открыты для разговора и помощи, в том числе финансовой.

Дочери помогаем, она разгружать вагоны не может. Но уже много лет Аня стремится от нас не зависеть.

Алексей: Она же не может сама поехать и купить холодильник, если старый у нее сломался. Она девочка, у нее есть мама и папа. А Миша просит помочь, если совсем прижало, обычно тянет до последнего.

Нина: На днях я заметила: «Алеш, мы молодцы, из наших детей замечательные люди получились». Конечно, это стоило и нервов, и сил.

— Какими вы стали бабушкой и дедушкой?

Нина: Хреновыми.

Алексей: Прекрасными.

— Наконец-то ваши мнения разделились!

Алексей: Мы прекрасные дед с бабкой, потому что к ребенку — сюси-пуси, все, что хочешь.

Нина: Соглашусь... Мы прекрасные, потому что Соня знает правило: если мама сказала нет — иди к бабушке. Нет у нас никаких принципов. Сонина мама на нас сердится за это.

Алексей: Нет, не сердится. Аня недавно нашла правильную формулировку: «Это ваши отношения с Соней». А что еще сказать, когда мы идем в магазин и она получает подарки. Балуем ребенка с удовольствием.

Нина: У меня институт, театр. Нет столько времени на внучку, сколько хотелось бы. Если мы с ее мамой играем спектакль, то с ребенком остается дед.

Алексей: Соня и одна может посидеть дома, но нам спокойнее, чтобы рядом была. Она же дитя «Тиктока», пропади он пропадом!

— С детьми всегда и все иначе. Что вы им запрещали?

Алексей: Запретов не было, были разговоры на тему «Я тебе советую так не делать».

Нина: Сейчас Аня меня цитирует своей дочери: «Я не ругаю тебя, я стучусь к твоим мозгам».

— Алексей, вы себя ощущаете полноценным дедушкой?

Алексей: Да, я дед!

Нина: Дед — свет в окошке, говно в лукошке. Он для Сони самый любимый. Когда она приходит к нам в гости, то первое, что делает, прыгает на Алешу. И всегда вопрос: «А дед будет?»

Алексей с внучкой Соней, сейчас ей десять лет ИЗ АРХИВА Н. ДВОРЖЕЦКОЙ

Алексей: Когда на даче дед что-то делает с утра, пилит, строгает, она приносит мне воды, потому что жарко. И малину собирает, я ее очень люблю.

— Чем вы ее так в себя влюбили?

Нина: Собой. Тем, что это его внучка, это его дети.

Алексей: Недавно прочитал замечательное выражение Михаила Светлова: «Я не согласен с теми, кто придумал метрики». Дети и родители — одинакового возраста, просто родители больше напичканы опытом. Еще имеет значение взаимное уважение, принятие решений ребенка, умение разговаривать. И поскольку ты напичкан опытом, надо понять, что следует быть мудрее.

— У вас сразу получилось? Вам же было всего тридцать два года, когда вы вошли в Нинину семью.

Алексей: Думаю, что да, сразу. Когда мы поженились, Аня была подростком. И на «Мам, я до двенадцати погуляю» Нина передавала мне трубку. Или просила звонить, узнавать, как у дочери дела. И насчет карманных денег Нина тоже отсылала детей ко мне.

Но когда я пытался чересчур эмоционально воспитывать Мишу, она тихонько говорила: «Подожди, пока рано, он тебя может не услышать». Я человек обучаемый, прислушивался, понял, что Нина права.

— Как вас воспитывала мама? Вы же без отца выросли?

Нина: Она научила его любить.

Алексей: Да, главное — мама меня научила любить.

— Невестку мама любит?

Нина: Говорит так: «Я тебя, Нинка, люблю как родную дочь». Мы с ней познакомились до всяких романов, когда с Алешей еще просто дружили.

Кто-то из общих знакомых однажды прихватил меня к ним домой на Можайку, там компания собралась, обмывали Алешину новую машину. Тогда я и познакомилась с его мамой, бабушку даже застала.

После смерти Женьки у меня был странный период, когда вдруг всех начала называть на «ты». Алешину маму в том числе. Не знаю почему. Даже больше — вместо «Валентина Федоровна» я с какого-то перепугу сказала: «Валька, ты...»

Алексей: То же самое случилось и у меня с Ривой. Мы только поженились с Ниной, и я сразу стал обращаться к ней на «ты» и просто по имени, а не «Рива Яковлевна». Это необъяснимо.

— Нина, вам было сорок два, когда вышли за Алексея. Но ведь роман не сразу начался, пару лет вы просто приятельствовали. Почему? Ведь женское время уходило, вроде надо бы смотреть по сторонам, задуматься о будущем.

— Я вижу знаки. Тогда так складывались обстоятельства, что наша общая знакомая ухаживала за Алешей. У нее не было прекрасной женской судьбы, а моя хоть и трагическая, но все же есть... Как женщина я задалась.

Я уважительно относилась к ее устремлениям, но не прекратила звать Алешу в гости, не прервала дружеских отношений, не сказала нет. Тот, кто написал наши судьбы, распорядился так.

Однажды меня все достали — мама, дети... Я шарахнула дверью, ушла к себе в комнату и завыла в голос. От усталости... Дети растут, мне уже за сорок, и что? Женская жизнь закончилась? Я не знала, куда себя девать. И алкоголь присутствовал — это же замечательное средство для снятия стресса. Так удобно себя жалеть, больше же никто не пожалеет... В общем, шарахнула дверью, а мне на работу идти. И в этот момент звонит Алеша: «Пасха приближается, у меня маца лишняя, хочешь завезу?» И завез. На следующий день забрал меня из театра после спектакля и доставил домой, еще через день мы пошли гулять по Москве. Было тепло, май, мы просто бродили по улицам.

Алексей: До этого ты меня протестировала в ресторане.

Нина: Это уже после мацы.

Дети говорят, что от меня дождаться поцелуев и объятий невозможно. Не научилась этому, не умею... прижать к себе, зацеловать — нет, не могу ИЗ АРХИВА Н. ДВОРЖЕЦКОЙ

Алексей: Нет. Ты ни черта не помнишь. Была маца, потом мы пошли выпить кофе, тут ты сказала: «Ну что, сегодня я заплачу?» И я тебя послал. А дальше случился день рождения нашего друга Кости Карасика, мы его прекрасно отметили и в ночи шли пешком от Столешникова переулка до «Аэропорта», где Нина живет. По дороге остановились в ресторане на Маяковке, выпили коньячку. Уже рассвет занимался, а мы все беседовали.

— А про любовь когда заговорили?

Алексей: «О любви не говорят, о ней все сказано...»

Нина мне очень нравилась, чувствовал, что и я ей тоже симпатичен. Но это произошло не сразу. Помню, сидели за общим столом, собрались по случаю первой годовщины со дня Жениной смерти. Тогда я видел: Нина никакой симпатии ко мне не питает. Это понятно... И проявлять свои чувства считал неприличным. Было слишком рано.

— Алексей, когда читаешь интервью Нины, ее воспоминания о разных великих людях, возникает вопрос: мужчину это не пугает? Не возникает дурацкого: ой, где я и где Она!

Алексей: Ну да, она сидела на коленях у Михаила Светлова.

Но это не имеет никакого значения. Моя троюродная тетка — Ирина Архипова, народная артистка Советского Союза. На полном серьезе все это обсуждать?

— Вас обоих не смущало, что Нина старше? На все эти женские комплексы мужчины обращают внимание?

Алексей: Все индивидуально. Мне в голову не приходило подумать о разнице в годах. Когда Нина задала вопрос:

— Зачем тебе женитьба на мне? — я ответил:

— А кем я буду твоим детям? Они спросят: кто ты вообще и что тут делаешь?

Нина: Это даже не комплексы, а страшная история в нашем менталитете — что люди скажут.

— Многие мужчины не связываются с женщиной, у которой двое детей.

Алексей: Не связываются, верно. Давайте вернемся к той самой химии, про которую мы ничего не понимаем. И вопрос, что она на десять лет старше, уходит.

Если говорить о знаках, то у меня они тоже были. Когда-то очень давно одна женщина, которая вместе с мамой работала на заводе, нагадала мне по руке. Сначала сказала, что в профессии все будет очень хорошо. И добавила: но тебе понадобится человек, который поставит тебя на первую ступеньку.

Когда я спросил ее о личной жизни, сказала, что у меня будет двое детей: «Но не твоих, а твоей женщины, которая будет старше».

— Вас это не удивило?

Алексей: Может и удивило, но и запало. Когда мы познакомились с Ниной, я подумал: ну вот, это же она, сбылось. Надо брать.

— В одном из своих давних интервью вы, Алексей, говорили о том, что приняли статус старого холостяка, потому что не могли содержать семью. Так что изменилось к моменту женитьбы на Нине?

Алексей: К тому времени я уже стал хорошо зарабатывать.

Когда мы познакомились, поняли, что дышим одним воздухом. Нина сказала очень важную фразу, которой мы пользуемся всю нашу совместную жизнь: «Алеша, мы с тобой оба знаем, как сварить из одной курицы обед на целую неделю». Это правда.

Мы с ней строим все сами. Можно тяп-ляп, а можно легко и весело. Мы выбираем последнее.

 


Источник: Нина Дворжецкая и Алексей Колган: «Когда мы познакомились, поняли, что дышим одним воздухом»
Автор:
Теги: Караван историй - 3 Воздух понять 2017 Аврора авторитет

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
— Нина Витальевна, а кто сказал, что в холодильнике всё только для Толика? — поинтересовалась я
— Нина Витальевна, а кто сказал, что в холодильнике всё только для Толика? — поинтересовалась я
18
Сайт обо всём и для всех 14:02 26 мар 2022
Мой хозяин… ну вы поняли
Мой хозяин… ну вы поняли
23
Интересный мир 07:00 12 июн 2016
10 популярных фильмов, в которых режиссёры хотели сказать не то, что поняли зрители
10 популярных фильмов, в которых режиссёры хотели сказать не то, что поняли зрители
3
Человек познаёт мир 07:30 16 мар 2024
57-летняя блогерша Нина Бандони уверена, что каждой женщине после 50 нужно нарушать эти 4 заповеди
57-летняя блогерша Нина Бандони уверена, что каждой женщине после 50 нужно нарушать эти 4 заповеди
14
Женский каприз 07:07 21 фев 2019
Мужская энергетика прямым образом влияет на то, как вы выглядите: похудевшая и печальная жена
Мужская энергетика прямым образом влияет на то, как вы выглядите: похудевшая и печальная жена
2
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 17:40 16 ноя 2024
Алексей Беляков: Мужской взгляд на то, что делать со старыми женами
Алексей Беляков: Мужской взгляд на то, что делать со старыми женами
18
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 16:52 13 янв 2024
Почему Нина Иванова пропала с экранов
Почему Нина Иванова пропала с экранов
5
Все о звездах шоубизнеса 11:05 13 авг 2018
В чём нашёл смысл жизни звезда сериала «Диверсант» Алексей Бардуков
В чём нашёл смысл жизни звезда сериала «Диверсант» Алексей Бардуков
0
Интересный мир 23:37 25 июн 2023
Американка Нина Ромеро о России: «Я выглядела как совсем глупая»
Американка Нина Ромеро о России: «Я выглядела как совсем глупая»
3
Общество и я 20:00 15 ноя 2017
Алексей Макаров показал четвёртую жену
Алексей Макаров показал четвёртую жену
0
Интересный мир 00:06 25 фев 2024
Португальская девушка Нина заметила, что обувь уже не помещается в прихожей…
Португальская девушка Нина заметила, что обувь уже не помещается в прихожей…
2
Сад огород дача и все самое интересное 23:35 13 мар 2017
Ка смог удержаться на плаву Алексей Серебряков
Ка смог удержаться на плаву Алексей Серебряков
7
Интересный мир 09:10 04 июл 2022

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства