У них была своя методика развития и воспитания детей. У их методов были как сторонники, так и противники. Сторонников покорял новаторский подход к развитию детей, противники эти подходы критиковали. Давайте разберемся, в чём же заключался смысл педагогической методики семьи Никитиных?
Семья Никитиных
Никитины стали знаменитостями в Советском Союзе в 60-е годы. В то время Борис и Елена издали свою первую книгу о воспитании собственных семерых детей. Эта, и множество других книг, во всех странах СССР издавались большими тиражами. И мгновенно раскупались родителями. Издавались книги и за рубежом. Там тоже было много поклонников подобной системы воспитания детей.
Обложка первой книги Никитиных — «Правы ли мы»
Борис Никитин по образованию инженер-авиатор. Работая по профессии, он очень увлекался педагогикой. В 50-х гг. Борис даже хотел создать свою школу, так как его не устраивали методы воспитания молодёжи в те годы. Но, власти не разрешили это сделать.
Борис Никитин
С будущей супругой Борис познакомился на одном из совещаний. Лена работала в школе, преподавала русский язык и литературу. Несмотря на 14-летнюю разницу в возрасте, похожие взгляды, а также интересы, сблизили молодых людей.
Лена и Борис Никитины
Общие взгляды на творчество, педагогику, школьное обучение и раннее развитие, позволили Никитиным создать свою школу. В 1959 году у пары родился сын Алёша. А седьмой ребёнок, дочь Люба, родилась в 1971 году.
Лена и Борис Никитины
Основной принцип их методики – ребёнок сам развивается умственно и физически. А родители лишь создают вокруг него развивающее пространство. И роль родителей заключается не в том, чтобы заставлять ребёнка, а в том, чтобы его направлять в нужное русло.
По их мнению, важно начинать заниматься ребёнком с 2-х лет. Что Борис с Леной и делали. Собственных детей они с этого возраста обучали письму, чтению и счёту. Все стены комнат были в различных таблицах и географических картах. Борис сам постоянно разрабатывал развивающие игры для разного возраста. Часть из них и сегодня применяется в работе учителями, воспитателями и родителями.
Дети Никитиных
Никитины считали, что если ребёнку с раннего возраста не дать возможности самостоятельно развиваться, то таланты малыша угаснут. Станет скучной, обыденной и жизнь ребёнка. В школу своих детей Никитины отдавали в пять лет. А затем они еще и «перескакивали» через классы. Аттестат о среднем образовании все дети получили в возрасте 13-14 лет.
Дети Никитиных
Какие же были основные принципы воспитания и развития детей у Никитиных? Супруги считали, что дети должны иметь отличную физическую форму, а значит и крепкое здоровье. Здоровье своих детей они укрепляли закаливанием, гимнастикой и простым питанием.
Даже зимой дети ходили босиком по снегу во время утренней зарядки. Спортивные снаряды, в большинстве своем самодельные – это неотъемлемая часть их домашней обстановки. Тренажёры были на разный возраст и любой вкус.
Борис Никитин со своими детьми
Интеллектуальное развитие включало с раннего возраста счёт, изучение букв, чтение, умение пользоваться географическими картами, решение головоломок. Все дети играли в развивающие игры. Эти игры Никитины придумывали сами. И за основу брали наклонности и интересы детей. Важный момент: заставлять играть было нельзя. Только собственное желание ребёнка.
Эмоциональное развитие подразумевало обязательное грудное кормление и тесное общение малыша с родителями. Никитины давали своим детям возможность воспринимать мир без запретов и принуждений. Помощь друг другу и совместное времяпровождение были в приоритете.
Большое значение уделялось и творческому развитию. Поощрялось любое творчество. Приветствовались любые нестандартные открытия и решения вопросов.
Сегодня эти методы для нас кажутся вполне нормальными. Да и многие родители, даже не зная о системе Никитиных, так и воспитывают своих детей. Но, в те годы было у этих методов много противников. Общество считало, что родители подвергают детей опасности, издеваются над ними, лишают детства и позволяют слишком много.
Больше всего возмущались, что так рано начинают учить читать и писать. И конечно были возмущения по поводу раннего закаливания. Но Никитины считали, что имеют полное право воспитывать и развивать своих детей так, как считают нужным. Преследования были из-за открытости Никитиных. Они не скрывали ни от кого, как бегают по утрам по снегу или обливаются ледяной водой.
Борис Никитин с сыном
Не скрывали и того, что их дети в 3-4 года могли пользоваться иголкой и молотком. Для многих людей это был шок. Они считали, что совместное творчество в таком возрасте лишает ребёнка детства. А родители только вдохновлялись результатами. Ведь дети практически не болели. Умели в 4 года решать несложные задачки и читать. В школе им было легко учиться. Девочки росли рукодельницами, а ребята умели всё делать по дому своими руками.
В первом фильме о методике воспитания, под названием «Правы ли мы?», Никитины рассказали о возможностях и о своём личном опыте. Фильм вышел в 1965 году, и его просмотрело огромное количество людей.
Посмотрите небольшой видеоролик о семье Никитиных и их методике воспитания детей:
Конечно, были и ошибки. О них рассказывали сами Никитины. Первой ошибкой была открытость. Семья буквально жила под стеклом. И каждый мог посмотреть, понаблюдать и осудить. Взрослые дети тоже говорили, что эта открытость их угнетала, не давала ощущать себя защищенными. Ведь о них говорили все: соседи, учителя, одноклассники, телевизионщики, врачи. Все обсуждали происходящее в их семье.
Лена Никитина со своими детьми
Вторая ошибка, по мнению Никитиных – это скопление всех детей в доме. Ведь в детский сад они не ходили. В школе были самыми маленькими в тех классах, где учились. Найти общие интересы с одноклассниками, которые на год или два старше, было сложно. Из-за «перепрыгивания» через класс детям приходилось снова адаптироваться в новом коллективе.
Борис Никитин со своими детьми
И еще немаловажный момент, который Никитины считают ошибкой. Общество оторвало супругов от их детей. Никитиным постоянно приходилось ездить по стране и выступать с лекциями. Они много писали книг. Соответственно внимания уделялось больше общественности, а не своим детям. Но, в семье всегда царила атмосфера любви. Позже, эту атмосферу каждый ребёнок перенёс и в свою собственную семью.
Лена Никитина с дочерью
Получив многие знания и навыки, дети начали жить в иллюзии, что и во взрослой жизни всё будет легко. Но став взрослыми, им приходилось прикладывать гораздо больше усилий, чтобы чего-то добиться. Но, все дети утверждают, что только детская привычка, искать нестандартные способы решения проблем, помогли им стать профессионалами в своём деле.
Семья Никитиных
Все семь детей Никитиных нашли своё место в жизни. Все они выросли творческими и интеллигентными людьми. Их семьи поддерживают дружеские отношения. Всегда с большой признательностью и теплотой вспоминают родителей.
Семья Никитиных
Полученный опыт от родителей, они также применили и по отношению к своим детям. Вот только не открывали свой дом для журналистов и просто любопытных. Все книги своих родителей они периодически переиздают и выпускают развивающие игры.
Обложка книги семьи Никитиных – «Мы и наши дети»
У всех детей есть свои семьи. Пять детей из семи закончили высшие учебные заведения. Четыре семьи живут не очень далеко от дома родителей в своих коттеджах. У семейства Никитиных есть свой сайт, где находится много информации, книг и фильмов об их жизни. У Бориса и Лены растут сегодня 27 внуков.
Семья Никитиных
Больше шестидесяти лет прошло с той поры. Эффективны ли были методы педагогов-новаторов? Глядя на детей, можно сказать, что эффективны. И пусть дети не применили в своих семьях все методы родителей. Но, всегда поддерживали своих детей, никогда их не опекали и не подавляли самостоятельность.
Борис и Елена Никитины
Комментарии (1)