Многие события уходящего года кажутся угрожающими жизни людей, разрушающими и без того хрупкую мировую стабильность. Это и эпидемия коронавируса, и природные катаклизмы: потопы, пожары, наводнения, которые накрывали этим летом многие страны, и политические кризисы то в одной, то в другой стране. Кто-то уже рассматривает эти явления как ступеньки на пути к Апокалипсису. Неужели все так грозно? И если это так, где искать спасения?
Одни рассматривают коронавирусное заболевание как новый вариант гриппа и не более того. Другие считают его чем-то исключительно опасным. Есть и такие, кто уверен: эпидемия коронавируса — знак последних времен, мол, мы все живем в преддверии пришествия антихриста.
Мы бы не торопились соглашаться с подобными утверждениями. В истории человечества происходили и гораздо более страшные эпидемии — и чумы, и оспы, и холеры. Я бы не сказал, что коронавирус так же страшен, как чума или оспа. Ведь, когда случались те эпидемии, людей выкашивало городами, целые регионы были подвержены вымиранию. Другое дело, что на нашем веку такая эпидемия мирового масштаба случается впервые, и потому мы это воспринимаем с повышенной тревожностью.
Известно, что, когда европейцы прибывали в Америку, они привозили с собой какой-нибудь обыкновенный грипп или то, что мы ныне называем ОРЗ, и оно выкашивало индейцев, потому что у них вообще не было иммунитета к подобным болезням. То, что для европейцев было сравнительно безопасно (почихал два–три дня — и прошло), для индейцев оказывалось смертельным заболеванием.
Сейчас мы оказались в той же самой ситуации, что автохтоны Америки: пришел вирус, к которому у нас нет иммунитета. Если в том случае европейцы завозили вирус в конкретную страну Америки или Африки, или, наоборот, из Африки привозили какие-нибудь вирусы, которые для европейцев нехарактерны, то сегодня все человечество одновременно оказалось в такой ситуации.
Но, по сути, ситуация та же самая: мы столкнулись с новым вирусом, к которому у нас нет иммунитета. Рано или поздно ситуация стабилизируется, этот вирус выйдет на уровень обычного гриппа, который достаточно успешно лечится, но от которого, к сожалению, тоже кто-то умирает. Медики прилагают громадные усилия, чтобы взять ситуацию с COVID-19 под контроль. Но нельзя забывать, что не исчезли сердечно-сосудистые, онкологические заболевания, от которых по-прежнему умирает гораздо большее количество людей, чем от коронавируса. Просто к ним все привыкли и не воспринимают это как что-то из ряда вон выходящее.
Кроме эпидемии мирового масштаба, во многих странах были локальные катастрофы: наводнения, в которых погибали люди и животные, затапливало и разрушало дома, потоком воды сносило постройки, были огромные разрушения. Можем ли мы воспринимать эти катаклизмы как некий страшный отклик природы на усугубление зла в человеческом обществе?
С одной стороны — да. Природа по-своему отзывается на действия человека. С другой стороны, абсолютизировать природные процессы не стоит, потому что не первый раз все это происходит в истории. И вулканы извергались, и наводнения были, как и иные катаклизмы.
А вот чисто человеческие негативные проявления мы можем воспринимать как умножение беззакония и движение к концу мировой истории. Знаковое явление этого года: на Олимпиаде в Токио летом 2021 года за женскую команду выступил спортсмен, который поменял пол. То есть он решил, что теперь он — не спортсмен, а спортсменка. Не штангист, а штангистка. Среди женщин-спортсменок он стал победителем. И никто не воспротивился его участию в женской команде, не сказал, что это ненормально, ведь мужчина-спортсмен имеет больше шансов на победу среди женщин, даже если он заявил, что он теперь женщина. Напротив: все восприняли это как норму. Ведь еще в 2016 году Международный олимпийский комитет разрешил спортсменам-трансгендерам участвовать в соревнованиях.
Вот такие явления явно и однозначно являются усугублением зла в нашем мире. Это действительно наше движение к концу. Тогда возникает вопрос о поиске путей спасения: как оградить себя от этого безумия?
И тут хотелось бы предостеречь от поиска того пути, который становится все более популярным в православной среде. Как-то на проповеди один священник, перечисляя все те катаклизмы, которые мы все ныне переживаем, описывая их в ярких красках, в завершение сказал: «Ну а мы будем надеяться, что Господь еще пожалеет Россию и даст ей православного сильного царя». Как же, оказывается, крепка у некоторых людей надежда, что «вот придет батюшка-царь и все устроит как надо». Есть ли в этом доля истины или эта позиция в корне неправильная?
Если мы читали Первую книгу Царств или книгу пророка Самуила, то помним, что Господь категорически не хотел ставить Израилю царя. Он предупреждал народ, что царь будет брать с них деньги, заставлять на себя работать и т. д., а они должны будут слушаться. Но люди хотели царя, «как у всех», просили, и Господь дает им просимое. Таким образом, само учреждение монархии в Израиле не было делом богоугодным. Господь просто попустил им: раз хотите — ладно.
Сторонники царской власти возражают: если царское правление — плохо, по сравнению с теократией, когда Израилем правил Сам Господь, через Своих пророков и судей, то дальнейшие демократические процессы, народное правление и прочее — еще хуже. Однако вспомним одну из книг Маккавейских, в которой описывается, как иудеи, которых притеснял греческий царь, собрались обратиться в Рим, где на тот момент была республика. В этой книге Маккавеев возглашается целый гимн демократии, говорится о том, как прекрасно, что никто в Риме не возлагает на себя порфиру, а достойные мужи, выбранные народом, управляют государством.
Понятно, что подобные слова были на злобу дня: греческий царь был плох, а римляне могли помочь еврейскому народу. Но если бы их притесняла римская демократия, то они бы хвалили греческого царя. Главное в том, что нельзя канонизировать никакое политическое устройство.
Но все же царь — помазанник Божий! Вот на что опираются многие сторонники царской власти, то, чем они многих «берут» в своих речах и проповедях. Однако можно вспомнить, сколько было царей-еретиков и при этом — помазанников! В той же Византии, когда военачальник, поддержанный группой своих сторонников, захватывал власть, убивал предыдущего императора и сам становился императором. Ведь все они получали помазание на царство!
Какой же тогда смысл в помазании? Смысл в том, что человек пришел к власти и просит благословения у Бога, чтобы царствовать правильно. Но поступает он правильно или нет, зависит от самого человека. Так же как венчание дает благословение Божие супружеской паре, но не гарантирует, что люди не разведутся. Чтобы сохранить венчаный брак, нужно прилагать усилия, нужно бороться со своим страстями. Супружество разрушает грех.
Надо России укрепляться в православии, а не в ожидании будущего царя. Если сейчас до 5 процентов населения у нас в стране регулярно причащаются, то о чем говорить, какой царь нас спасет? Как он сможет убедить нас начать жить правильной христианской жизнью? Или нам надо, чтобы нас заставили? Вернее, может быть так: других надо заставить жить правильно, а с нами самими и так все в полном порядке?
Неужели так будем мыслить?
Нет, надо все-таки в первую очередь обращать внимание не на внешние катаклизмы, не на чьи-то апокалиптические заявления, не на ожидание царя возлагать свои надежды, а смотреть на свою веру, на состояние своей души. Кто-то скажет: «Я стараюсь жить по-христиански, молюсь, хожу в церковь, но вижу, что ситуация в мире становится только хуже. Вот того же мужчину не прогнали же из женской команды». Но мы молимся не ради того, чтобы такое не происходило. Собственно говоря, это особо нас даже не касается.
В таких случаях надо всегда приводить себе на память слова святителя Игнатия (Брянчанинова): «Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею. Устранись, охранись от него сам, и этого с тебя будет достаточно. Ознакомься с духом времени, изучи его, чтобы по возможности избегнуть влияния его».
Мы должны следить за собой. Мы можем и должны для себя отмечать явные проявления зла в мире и, может быть, его нарастание, но это напрямую к нам не относится, если не мы — зачинщики и проводники этих злых действий. Каждый из нас должен трудиться над тем, чтобы в своих жизненных ситуациях, пусть не столь масштабных и не обсуждаемых всем мировым сообществом, поступать правильно. Не ходить теми же путями нечестивых, которые многие уже воспринимают как норму. Или характеризуют это как прогресс.
Мы должны держаться за Евангелие. Наша вечная участь зависит не от того, что где-то какой-то спортсмен объявил себя спортсменкой. Она зависит от наших поступков, от того, насколько мы в своей жизни будем следовать Евангелию. То, что тот или иной спортсмен не следует Евангелию, — это его проблемы, мы с ним даже лично не знакомы.
А вот если себе будем позволять то, чему в состоянии противостоять, прикрываясь тем, что другие творят еще более мерзкие беззакония, — это будет нам огромный минус. Человек должен, прилагая все силы, двигаться к Богу через молитву, через чтение Евангелия и писания святых отцов, через очищение своей души в покаянии, не оглядываясь на творящиеся беззакония. И если мир стремительно меняется, то и мы должны меняться — уподобляться Христу. Именно этим мы можем спасти себя и помочь миру. «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи», — наставляет нас преподобный Серафим Саровский.
Комментарии (0)