Еще совсем недавно в российском обществе расцветал культ душного, жертвенного, опустошающего материнства. Я не знаю, с чем связана была эта тяга к страданиям, но в моем детстве «мать» чаще всего упоминалось рядом с неизменными присказками «всю жизнь положила», «столько с тобой мучилась, а ты».
Матери полагалось быть несчастной, но терпеливой. Страдающей, совершающей подвиг по вытягиванию семьи на себе и лучше всего одинокой. Это нашло свое отражение даже в языке. Слова, описывающие детско-родительские отношения, были какими-то удивительно суровыми.
Заботиться о ребенке полагалось как можно дольше – в идеале, до пенсии. Не до своей пенсии, а до его. Но с другой стороны, с подросшего отпрыска можно было и спросить. Мол, я тебе жизнь. А ты? К этому иногда прилагалась такая присказка: «Мать – главная женщина в твоей жизни».
Образ матери оказывается спаянным с двумя странными опциями – полным отказом от собственных интересов, удовольствий и планов, с одной стороны. Но при этом с правом на сочувствие, поддержку и одобрение общества, с другой стороны. Мол, какая бы ни была мать, но она мать! Так называемая «яжемать», которая идет вперед, распихивая толпу, и неся свое материнство, как знамя – закономерное продолжение «матери-героини», возведенный в культ.
Сейчас настали другие времена, я бы назвала их временами «позитивного», осознанного и «прокаченного» материнства. Может показаться, что женщинам, чью жизнь облегчили бытовые приборы, антибиотики и дешевые жиры с дешевыми углеводами, должно было стать легче. Но так ли это на самом деле?
Увы, нет, потому что вместе с изменением условий и требования к матерям существенно изменились. Если раньше на первый план выходила возможность накормить, предоставить ночлег, обеспечить одеждой и обувью, то сегодня на первый план выходят психологические моменты, которые должны быть на высоте.
Сейчас многие увлекаются проработкой детских травм. Это прекрасно, что у людей появилось время на то, чтобы осознанно относиться к собственным установкам и пытаться менять их. Но в то же время в детские травмы стали записывать все что угодно, без какой-либо критической оценки.
Как-то раз я писала статью о том, что любимое дело, хобби может очень поддержать в момент жизненных трудностей. И тут же на меня посыпались комментарии. Мол, хорошо вам говорить, вас с детства водили по кружкам. Развивали. А меня не водили, не развивали, где же я теперь себе хобби найду? Так вот теперь и не знаю, чем себя занять! И не смейте высмеивать мою травму.
Кстати, о развивашках. Это ведь тоже стандарт, который появился относительно недавно. Мое поколение – это как раз поколение детей, которых пытались занять 24 часа в сутки, чтобы на всякие гадости не оставалось времени. Многих водили одновременно в художественную школу и в музыкальную, на танцы и на пение. На это тратилось время, силы, нервы. Но вот стоило ли оно того? Например, если говорить о моих воспоминаниях, то на танцах меня просто сажали на стульчик, среди неспособных к танцам девочек, вот и все. Я даже не танцевала почти никогда, зачем на это было тратить время, силы, нервы и деньги? В то же время от того, что мне нравилось на самом деле – от журналов и книг – эти развивашки постоянно отвлекали.
Отдельно можно сказать о высоком материальном стандарте, о котором сейчас много говорят. Если рожаешь, изволь обеспечить ребенку базовые потребности. Но не хлеб и воду, как 70-80 лет назад. А просторную квартиру, машину, жилье для жизни с собственной семьей, блестящей старт в жизни.
Но при всем этом ни в коем случае нельзя быть «яжематерью», то есть требовать себе каких-то прав и привилегий, связанных с материнством. Тебе никто ничего не должен. Никто не просил тебя рожать.
Знаете, получается то же самое, что и раньше, только вид в профиль. Потому что напряжение от вечного позитива, бесконечного развития, бережного отношения – это тот же родительский невроз, только на ровном месте, без всяких объективных причин.
Как вы думаете, почему родительский невроз стал новым стандартом материнства?
Комментарии (0)