Крутили любовь и выпивали после смены: что осталось за кадром «Весны на Заречной улице»
09:14 07 марта 2022
Картине в этом году стукнет 66 лет.
«Весна на Заречной улице» (1956) Кадр из фильма
«Весна на Заречной улице» – настоящий кинохит 50-х годов. Фильм создан будущими классиками советского кино, а в актерском составе оказались сплошь разгорающиеся звезды экрана. Выход картины совпал с началом хрущевской «оттепели», – вероятно, поэтому ее успех оказался просто оглушительным.
Предыстория
1953 год. Режиссер Марлен Хуциев год как окончил ВГИК и работает вторым режиссером на Одесской киностудии. Его друг и сокурсник Феликс Миронер трудится в Киеве ассистентом. Оба мечтают начать снимать самостоятельно. У Миронера была одноактная пьеса, которую он написал еще студентом. Ее и решили переделать в сценарий.
В кинематографе после смерти Сталина началось оживление, поэтому историю любви рабочего-сталевара к учительнице в вечерней школе на студии хоть и не сразу, но одобрили и включили в план. В качестве оператора авторы пригласили Радомира Василевского, который тоже учился во ВГИКе, но выпустился годом раньше. А на главную роль собирались утвердить своего бывшего соседа по общежитию – Николая Рыбникова.
«Весна на Заречной улице» (1956) Кадр из фильма
Как отстояли Рыбникова и нашли Иванову
Для съемок постановщикам предложили несколько городов металлургов. Режиссер и оператор отправились на них посмотреть. Говорят, что Запорожье было первым в списке, и он полностью устроил киношников, – дальше они просто поленились ехать. А вернувшись, обнаружили, что на главную роль утвержден совсем другой актер. Так решил подстраховаться руководитель киностудии Александр Горский. Он и так сильно рисковал и со сценарием, и со съемочной группой, которая многим казалась слишком молодой и хулиганской. Горский «продавил» Миронера, но потом вернулся Хуциев. Тот умел настоять на своем, – он переснял пробы и доказал, что именно Рыбников с ролью обаятельного сталевара Саши Савченко справится лучше всего.
«Весна на Заречной улице» (1956) Кадр из фильма
Нина Иванова, воплотившая учительницу Татьяну Левченко, не была профессиональной актрисой. Но сниматься начала еще в девять лет, дебютировав в военной картине «Жила-была девочка». После окончания школы она поступила в медицинское училище и об актерской профессии даже не мечтала. Но однажды подруга из ВГИКа предложила поучаствовать в своей дипломной работе. Так ее заметил Марлен Хуциев. Он рассказывал, что не хотел никого даже пробовать на эту роль, – настолько Иванова казалась ему органичной и естественной в роли Татьяны Сергеевны.
Ночами не спали: как съемочная группа работала и кутила
Съемки начались осенью 1953 года. Производственные сцены снимали на заводах «Запорожсталь» и «Днепроспецсталь». Фильм был про рабочий класс, поэтому актеры просто обязаны были выглядеть в кадре естественно. Николая Рыбникова отправили учиться варить сталь. Около двух недель он провел вместе с рабочими у мартеновских печей. Передовик производства Григорий Пометун научил его премудростям профессии. Он позднее рассказывал, что Рыбников никогда от работы не отлынивал и очень быстро вписался в коллектив. А когда ему для съемок выдали новую рабочую одежду, он отдал ее сталеварам взамен на поношенную.
«Весна на Заречной улице» (1956) Кадр из фильма
Сцены в классах были воспроизведены в декорациях настоящей Школы рабочей молодежи №4 в районе Пабло-Кичкас. Перед тем, как предстать в образе педагога, Нина Иванова побывала на занятиях настоящей учительницы русского языка и литературы Светланы Косицыной. Та научила ее в том числе правильно читать диктант.
«Весна на Заречной улице» (1956) Кадр из фильма
Петр Тодоровский, который также был оператором в картине, рассказывал позднее, что группа шутливо называла картину «Без сна на Заречной улице». Тодоровскому тогда было чуть за 30, и он был самым возрастным членом команды. Молодежь же отрывалась, как могла. После смены на площадке и обсуждения планов на следующий день участники съемок доставали гитару, кто-то бежал за водкой, – и так они куролесили до утра.
Оператор рассказывал, что они постоянно устраивали друг другу розыгрыши. Так, однажды Юрий Белов, сыгравший в картине машиниста Ищенко, решил напугать актрис, которые жили в одном номере. Пока их не было, он спрятался под кровать. Девушки зашли и завели разговор о мужчинах, – у Ивановой тогда как раз начинался роман с Радомиром Василевским. Белов маялся: подходящего момента, чтобы выйти не было, но и подслушивать столь интимные вещи было неудобно. В один момент он все же выскочил из-под кровати, – актрисы сильно напугались. Обе завизжали и пулей выскочили из комнаты в коридор, подняв на уши весь этаж.
«Весна на Заречной улице» (1956) Кадр из фильма
А однажды довольно жестоко подшутили над Феликсом Миронером. Все знали, что тот иногда забирается под кровать и слушает там «Голос Америки». Однажды в гостиницу зашел железнодорожник в форме. Участники съемок попросили его постучать в дверь Феликса три раза и грозно сказать: «Откройте немедленно». Миронер, естественно, решил, что за ним пришли из органов и со всей дури разбил приемник об стену. Когда выяснилось, что все это шутка, которую придумал Тодоровский, режиссер неделю с ним не разговаривал.
«Весна на Заречной улице» (1956) Кадр из фильма
У Нины Ивановой тогда действительно закрутился роман с оператором Радомиром Василевским, хотя тот был женат, у него подрастала дочка. Но как только он начал снимать главную героиню, – сердце дрогнуло. Жена быстро узнала о романе на стороне. Когда она приехала из Москвы в Одессу, Радомир не стал ничего отрицать. Честно признался, что полюбил другую и возвращаться в семью не собирается. Так и случилось. Когда работа над картиной закончилась, Иванова осталась в Одессе, – вскоре они поженились. Впрочем, брак не продлился долго, уже в начале 60-х актриса вернулась в Москву. Одна.
«Весна на Заречной улице» (1956) Кадр из фильма
Интриги и «серость» в кадре
Съемки шли долго, – группа не выполняла планы по производству. Из-за этого к ним постоянно приезжали со студии, ругали за перерасход пленки и затягивание процесса. Когда отсматривали материал, опять ругали, теперь уже за серость в кадре, а после переходили к недостаткам сюжета.
Актер Геннадий Юхтин рассказывал, что вокруг «Весны» было много интриг, и картину не один раз закрывали. Говорили, что режиссеры перерасходовали бюджет и денег на досъемку им больше не дадут. Но тут уже сам Горский пошел на принцип. «Пока я тут, «Весна» будет сниматься», – говорил руководитель киностудии. И съемки продолжились вплоть до 1956 года.
«Весна на Заречной улице» (1956) Кадр из фильма
Разнос на худсовете и досъемка зимы
На худсовете картину разнесли в пух и прах, Тодоровский вспоминал, что группа услышала тогда о себе много нелицеприятного, мол, сопляки, кто вам вообще доверил кино снимать и все в таком духе. Из мэтров никто не понял путаницу во временах года, – сначала осень, потом чуть-чуть зимы и сразу весна. А путаница действительно была, потому снег в 1956 году как-то очень быстро растаял и многие сцены не удались.
«Весна на Заречной улице» (1956) Кадр из фильма
Зиму решили доснимать в Новосибирске, чтобы наверняка. Часть группы уехала, и тут в Запорожье случился мощный снегопад. Хуциев дал срочную телеграмму коллегам, чтобы возвращались. Буквально за день они отсняли все зимние кадры, в том числе сцену на лестнице, когда Савченко пытается поцеловать Татьяну Сергеевну и получает пощечину. Хотя снег к вечеру уже стал таять, – когда герои упали, их одежда сильно промокла. А на утро от белых хлопьев уже не осталось и следа, – режиссеры тогда досняли новые весенние кадры с огромными лужами и отражающимся в них солнцем.
«Весна на Заречной улице» (1956) Кадр из фильма
Народная любовь
В феврале 1956 году случился XX партсъезд, на котором Хрущев развенчал «культ личности» Сталина. Из лагерей начали возвращаться реабилитированные «враги народа». «Весна на Заречной улице» вышла осенью. И сразу стала популярна, – на сеансы билетов было не достать. Хуциев рассказывал, что отправился в кино вместе с Миронером спустя месяц после премьеры. Они были очень удивлены, услышав, как зрители смеются и продолжают за героями реплики, – это было верным признаком народной любви и признания. Они такого не ожидали.
«Весна на Заречной улице» (1956) Кадр из фильма
Николай Рыбников и Нина Иванова сразу стали звездами номер один. Фотографии с их портретами продавали в киосках «Союзпечати», а сами артисты постоянно ездили по фестивалями и мероприятиями, раздавали автографы. Но каких-то особых наград картина так и не получила, – ее отметили только одной медалью на международном фестивале молодежи и студентов в Москве.
Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.
Комментарии (0)