Мы призываем людей замечать не только плохое, а почаще открывать своё сердце для добра.

Крокодил Гена и Чебурашка: один из самых трогательных дуэтов советской мультипликации

Вспоминаем знаменитую анимационную тетралогию Эдуарда Успенского и Романа Качанова.

Крокодил Гена (1969) Кадр из мультфильма

Легендарное детище писателя Эдуарда Успенского и режиссера Романа Качанова, запечатленное в четырех короткометражных кукольных мультфильмах («Крокодил Гена» (1969), «Чебурашка» (1972), «Шапокляк» (1974), «Чебурашка идет в школу» (1983)) и полюбившееся с тех пор миллионам советских и постсоветских детей, недавно вновь напомнило о себе. Точнее, сторонние события напомнили о нем. В июле, не дожив двух месяцев до 102 лет, ушел из жизни художник-постановщик этой серии Леонид Шварцман, которому приписывают авторство известного всем анимационного облика Чебурашки, а чуть ранее в Интернете появился официальный тизер одноименного полнометражного фильма Дмитрия Дьяченко, выход которого в широкий прокат запланирован на 1 января 2023 года.

Крокодил Гена (1969) Кадр из мультфильма

Первое, что обращает на себя внимание при просмотре классических мультфильмов о Чебурашке и Крокодиле Гене, – причудливые правила экранного мира, напоминающие условные законы сказки (неартикулированные, но понятные сразу). Звери в местном зоопарке не живут, а трудятся по найму, и в конце рабочего дня беспрепятственно расходятся по домам. Говорящие антропоморфные животные свободно посещают городские пространства и заведения для людей. Место действия в части архитектуры похоже совсем не на Москву или стандартную СССРовскую локацию, а на условный Амстердам. Наконец, Гена своим внешним видом напоминает то ли героя детективных рассказов А. К. Дойла, то ли чопорного британца из телесериалов BBC 1970-1980-х: стильное красное пальто, черный галстук-бабочка, миниатюрная шляпа, трубка. И только русская гармошка, воспроизводящая тоскливую задушевную мелодию, выдает в его образе подлинно советского крокодила.

Крокодил Гена (1969) Кадр из мультфильма

Фильмы Качанова по сценариям Успенского, как и многие отечественные мультики родом из прошлого, учат добру без кулаков, будь то попытка передружить всех одиноких в городе, построить детскую площадку для малышей или спасти подмосковные реки от браконьеров и вредного производства – этого у них не отнять. Но за основным сюжетом в каждой из четырех историй скрывается нечто общее, а именно щемящая неприкаянность главных героев, которых окружающий мир то отвергает, то проверяет на прочность. Пионеры отказываются принимать Гену и Чебурашку в отряд за неимением соответствующих навыков, контролер высаживает их с поезда, не желая разбираться в ситуации, а продавец в магазине школьной одежды выносит безутешный вердикт: «Ваших размеров не завозили никогда (Гене). А такого размера не шьют (Чебурашке)».

Крокодил Гена (1969) Кадр из мультфильма

Показательно, что, когда Крокодил Гена и пионерка Галя не находят в энциклопедии на «ЧЕ» ничего подходящего, Чебурашка, то ли мыслящий интуитивно, то ли наученный прежним горьким опытом, задает им трагический вопрос: «Значит, вы не будете со мной дружить?» Галя спешит успокоить расстроившееся существо, но тема самоидентификации и адаптации в обществе уже заявлена: если ты не знаешь кто ты и не принадлежишь ни к одной социальной группе, трудно же тебе придется на белом свете.

Крокодил Гена (1969) Кадр из мультфильма

Кто такой Чебурашка по существу? Иммигрант-нелегал без роду и племени, существо без пола и имени. В зоопарк его не принимают как «неизвестного науке зверя», а в магазин уцененных товаров трудоустраивают как «бракованную игрушку», диковинную витринную приманку, привлекающую внимание прохожих. Их меланхоличный дуэт с Крокодилом Геной – чуть более социализированным, но таким же одиноким – порождает одну большую историю двух максимально не похожих визуально товарищей, но одинаково сиротливых, бесприютных душ, у которых кроме них самих нет ровным счетом никого и которым жизненно важно держаться вместе, ведь дружба и чувство локтя едва ли не единственное, что способно помочь бескорыстным, беззащитным и беззлобным в энергозатратной борьбе с теми, у кого иные ценности.

Крокодил Гена (1969) Кадр из мультфильма

Безусловно, отдельных комплиментов в этом разговоре заслуживают актеры озвучивания, во многом сделавшие знаменитых персонажей такими, какими мы их знаем и помним: прежде всего, Клара Румянова и Василий Ливанов, в разные годы подарившие голоса таким мультипликационным любимцам нескольких поколений, как Малыш и Карлсон, Заяц из «Ну, погоди!», Удав из «38 попугаев» и мн. др. Благодаря мастерской работе Румяновой, Ливанова и их коллег, трудившихся над классической тетралогией, Гена и Чебурашка стали неотъемлемой частью русской массовой культуры, регулярно появляясь в самых разных местах и качествах – в диапазоне от почтовых марок до банковских монет, от памятников в постсоветских в городах до официальной символики олимпийской сборной России. В XXI веке персонажи Успенского и Качанова стали суперпопулярны в Японии, где их историю пересняли с большим уважением к оригиналу, но вряд ли где-то еще, кроме богоспасаемого Отечества, зрители в полной мере поймут тяготы, чаяния и тоску этих трогательных героев. Героев нашего детства.

Статьи по теме:

 


Источник: Крокодил Гена и Чебурашка: один из самых трогательных дуэтов советской мультипликации
Автор:
Теги: Кино - Обзоры

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства