Крокодил Гена и Чебурашка: один из самых трогательных дуэтов советской мультипликации
13:44 01 августа 2022
Вспоминаем знаменитую анимационную тетралогию Эдуарда Успенского и Романа Качанова.
Крокодил Гена (1969) Кадр из мультфильма
Легендарное детище писателя Эдуарда
Успенского и режиссера Романа Качанова, запечатленное в четырех
короткометражных кукольных мультфильмах («Крокодил Гена» (1969), «Чебурашка»
(1972), «Шапокляк» (1974), «Чебурашка идет в школу» (1983)) и полюбившееся с
тех пор миллионам советских и постсоветских детей, недавно вновь напомнило о
себе. Точнее, сторонние события напомнили о нем. В июле, не дожив двух месяцев
до 102 лет, ушел из жизни художник-постановщик этой серии Леонид Шварцман,
которому приписывают авторство известного всем анимационного облика Чебурашки,
а чуть ранее в Интернете появился
официальный тизер одноименного
полнометражного фильма Дмитрия Дьяченко, выход которого в широкий прокат
запланирован на 1 января 2023 года.
Крокодил Гена (1969) Кадр из мультфильма
Первое, что обращает на себя
внимание при просмотре классических мультфильмов о Чебурашке и Крокодиле Гене,
– причудливые правила экранного мира, напоминающие условные законы сказки
(неартикулированные, но понятные сразу). Звери в местном зоопарке не живут, а
трудятся по найму, и в конце рабочего дня беспрепятственно расходятся по домам.
Говорящие антропоморфные животные свободно посещают городские пространства и заведения
для людей. Место действия в части архитектуры похоже совсем не на Москву или
стандартную СССРовскую локацию, а на условный Амстердам. Наконец, Гена своим
внешним видом напоминает то ли героя детективных рассказов А. К. Дойла, то ли чопорного
британца из телесериалов BBC
1970-1980-х: стильное красное пальто, черный галстук-бабочка, миниатюрная
шляпа, трубка. И только русская гармошка, воспроизводящая тоскливую задушевную мелодию,
выдает в его образе подлинно советского крокодила.
Крокодил Гена (1969) Кадр из мультфильма
Фильмы Качанова по сценариям
Успенского, как и многие отечественные мультики родом из прошлого, учат добру
без кулаков, будь то попытка передружить всех одиноких в городе, построить
детскую площадку для малышей или спасти подмосковные реки от браконьеров и
вредного производства – этого у них не отнять. Но за основным сюжетом в каждой
из четырех историй скрывается нечто общее, а именно щемящая неприкаянность
главных героев, которых окружающий мир то отвергает, то проверяет на прочность.
Пионеры отказываются принимать Гену и Чебурашку в отряд за неимением
соответствующих навыков, контролер высаживает их с поезда, не желая разбираться
в ситуации, а продавец в магазине школьной одежды выносит безутешный вердикт: «Ваших
размеров не завозили никогда (Гене). А такого размера не шьют (Чебурашке)».
Крокодил Гена (1969) Кадр из мультфильма
Показательно, что, когда Крокодил
Гена и пионерка Галя не находят в энциклопедии на «ЧЕ» ничего подходящего,
Чебурашка, то ли мыслящий интуитивно, то ли наученный прежним горьким опытом,
задает им трагический вопрос: «Значит, вы не будете со мной дружить?» Галя
спешит успокоить расстроившееся существо, но тема самоидентификации и адаптации
в обществе уже заявлена: если ты не знаешь кто ты и не принадлежишь ни к одной
социальной группе, трудно же тебе придется на белом свете.
Крокодил Гена (1969) Кадр из мультфильма
Кто такой Чебурашка по существу?
Иммигрант-нелегал без роду и племени, существо без пола и имени. В зоопарк его
не принимают как «неизвестного науке зверя», а в магазин уцененных товаров
трудоустраивают как «бракованную игрушку», диковинную витринную приманку,
привлекающую внимание прохожих. Их меланхоличный дуэт с Крокодилом Геной – чуть
более социализированным, но таким же одиноким – порождает одну большую историю двух
максимально не похожих визуально товарищей, но одинаково сиротливых,
бесприютных душ, у которых кроме них самих нет ровным счетом никого и которым
жизненно важно держаться вместе, ведь дружба и чувство локтя едва ли не единственное,
что способно помочь бескорыстным, беззащитным и беззлобным в энергозатратной борьбе
с теми, у кого иные ценности.
Крокодил Гена (1969) Кадр из мультфильма
Безусловно, отдельных
комплиментов в этом разговоре заслуживают актеры озвучивания, во многом
сделавшие знаменитых персонажей такими, какими мы их знаем и помним: прежде
всего, Клара Румянова и Василий Ливанов, в разные годы подарившие голоса таким
мультипликационным любимцам нескольких поколений, как Малыш и Карлсон, Заяц из
«Ну, погоди!», Удав из «38 попугаев» и мн. др. Благодаря мастерской работе
Румяновой, Ливанова и их коллег, трудившихся над классической тетралогией, Гена
и Чебурашка стали неотъемлемой частью русской массовой культуры, регулярно
появляясь в самых разных местах и качествах – в диапазоне от почтовых марок до
банковских монет, от памятников в постсоветских в городах до официальной символики
олимпийской сборной России. В XXI веке персонажи Успенского и Качанова стали суперпопулярны в
Японии, где их историю пересняли с большим уважением к оригиналу, но вряд ли
где-то еще, кроме богоспасаемого Отечества, зрители в полной мере поймут
тяготы, чаяния и тоску этих трогательных героев. Героев нашего детства.
Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.
Комментарии (0)