Мы призываем людей замечать не только плохое, а почаще открывать своё сердце для добра.

Кошмар архитектора или шедевр? Сказочный замок португальских монархов

Есть индивиды, которые или не знают чего хотят, или хотят всего и сразу. Страшный сон дизайнера - делать таким товарищам проект, при наличии средств у заказчика выйдет в худшем случае аляповатый китч, или безумная эклектика, не попадающая ни под какие каноны, при виде которой станут крутить пальцем у виска или молча восторгаться.

Богатым мира сего, когда количество нулей на кредитной карточке превышает все мыслимые и не мыслимые пределы, становится глубоко и до боли скучно. Тот неловкий момент, не входивший в розовые наивные юношеские мечты, когда можешь почти всё себе позволить, а счастья с каждой крутой яхтой или загородной виллой не прибавляется. В подвалах сундуки ломятся от золотых дублонов, хоть надевай купальный костюм и купайся в них, покрякивая голосом Скруджа Макдака. Затёртая и отполированная до блеска, как обшивка лимузинов, тема. Последняя дева-эскортщица, аккуратно метящая в спутницы жизни, как и десятки её предшественниц, рано или поздно отправится с чемоданом вызывать Убер из Барвихи в Отрадное и напоследок кинет через плечо полный злобной обречённости взгляд на пышные фасады надёжно спрятанного за высоченным забором от посторонних глаз и объективов камер телерепортёров вычурно-безвкусного особняка. Дворецкий по-отечески обнимет на прощание и вернётся раскладывать столовое серебро в ящички антикварного комода, привезённого с французских аукционов.

Как ни отгораживайся от пожелтевшей прессы и интернет-изданий, искусственный интеллект рано или поздно вывалит на твой монитор интерьеры квартир и домов наших селебрити и олигархов. А там, батюшки родные, паркет из сандалового дерева, парча, золотые батоны, балдахины, резная мебель, не поймёшь сразу - перед тобой покои Людовика XV или Киркоров, неизменно облачённый в самую новейшую и эксклюзивную коллекцию Dolce & Gabbana, отправился снимать лукбук для своего инстаграма в Эрмитаж. Вот если ты король, другое дело, тогда общество вроде как снисходительно отнесётся к твоим вкусовым изощрениям, мол, не нам, простому люду, судить о последних архитектурных и дизайнерских тенденциях, тем более в Икее распродажа сезонная скоро. Хотя Киркоров тоже король, самопровозглашённый. Российской эстрады, что бы это ни значило.

Я к тому веду, что вкус, как и Восток - дело тонкое; если смешать воедино кучу по отдельности вполне себе съедобных ингредиентов из "Азбуки Вкуса", получившаяся масса после удовлетворения аппетита способна вызвать расстройство желудка; если понадёргать с полок в ЦУМе и надеть на себя выстрелившие на последней парижской неделе моды шмотки, смешав Balenciaga с Dior или Off-White с Chanel, не факт, что корону иконы стиля тебе принесут на блюде с золотой каёмочкой. "О вкусах не спорят," - порешил португальский король Фердинанд (Фернанду) II и возжелал, чтобы его летняя резиденция в предместье Лиссабона, именуемом Синтра, по максимуму сочетала в себе существовавшие на середину XIX века архитектурные стили. Особняки рублёвских "королей" под охраной ЮНЕСКО вряд ли когда-либо окажутся, а отнюдь не диснеевский замок Пена в том списке благополучно пребывает, вполне заслуженно.

Шутки шутками, а отгрохать себе хоромы на вершине холма в Синтре король постановил совсем не случайно и вовсе не для того, чтобы забаррикадироваться в просторных чертогах за каменными бастионами и в случае революции поливать со стен бастующих горячим маслом, попивая бику с портвейном и закусывая паштеишами. Замок построили на месте средневековой часовни, посвящённой Пресвятой Деве Марии. По преданию, именно здесь за четыре с половиной века до более известных событий в Фатиме произошло явление Богородицы народу. Событие получило широкую огласку, и поток паломников хлынул в небольшую часовню, выстроенную в честь такого значимого для набожных португальцев события.

Не обошлось и без визита представителей королевских кровей. Страдавшие от гибели любимого и единственного сына и наследника, упавшего с лошади, Жуан II Совершенный вместе с супругой посетили святое место в конце XV столетия, чтобы обратиться с молитвами к Деве Марии, а после распорядились основать на вершине холма монастырь, поручив его управление, что неудивительно, ордену иеронимитов. И вплоть до XVIII века в небольшом монастыре, носившем статус одного из самых мистических мест Португалии, в затворничестве проживали всего 18 монахов.

Если обратиться к истории Лиссабона, то одним из главных событий предстанет мощное землетрясение 1755го года, практически сровнявшее город с землёй. Катаклизм не обошёл стороной и ранее несколько раз пострадавший от ударов молний монастырь в Синтре. Ещё больше вера в святость места укрепилась после того, как паломники обнаружили, что часовня практически полностью устояла. Ежу понятно, что коммуникации пару столетий назад были не так сильно развиты, как в наши дни, когда стоит мало-мальски важному или необычному событию произойти, оно тут же разлетается со скоростью света по всем соцсетям. Молва об очередном чуде хоть и распространилась по стране, только вкладывать бюджетные средства из казны в восстановление монастыря или собирать пожертвования никто не торопился.

Руины поросли кустарниками, поток паломников потихоньку сходил на нет, пока почти спустя столетие о явлении Девы Марии в живописной Синтре и полузаброшенной часовне не прознал юный принц Фердинанд, ожидавший своего восхождения на престол. Набожности и амбиций будущему королю было не занимать, так что юношеский максимализм породил грандиозную затею не просто возродить и заново возвести из руин древнюю часовню, а выстроить неповторимый замок, резиденцию португальской королевской династии. Готовность реализовать госзаказ выразил немецкий архитектор и инженер барон Людвиг фон Эшвеге, которому пришлось мириться со всеми заморочками, пожеланиями и безумными капризами короля, однако, барон смог в полной мере применить познания о различных архитектурных стилях, полученные им во время множественных путешествий.

Всего за 12 лет в Синтре возникло эклектичное строение, чей стиль википедийный автор-всезнайка определил не иначе, как "фантастическое псевдосредневековье", а другие считают дворец Пена одним из наилучших экземпляров романтизма в архитектуре. Видимо, приставка "псевдо" придаёт сомнительный оттенок творению фон Эштеге. Да и неуважительно весьма так опускать ниже плинтуса старания королевской четы Фердинанда и Марии, принимавших непосредственное участие в проектировании дворца и пожелавших смешать в немыслимый архитектурный коктейль ингредиенты от ренессанса, неоготики, мавританского стиля и мануэлино, щедро сдобрив всё это дело барокко и классицизмом. Одна секция напоминает средневековый европейский замок с орнаментальными парапетами, сразу же к ней примыкает башенка с куполом в исламском стиле. За ними восстановленные из руин помещения монастыря и старой часовни с возвышающейся над ними красной часовой башней и террасой королевы, с которой ежедневно ровно в полдень производится залп из пушки.

Фердинанд якобы хотел, что дворец выглядел как опера, а получилось затейливое строение, исполненное в четырёх разных цветах, не говоря уже о множестве стилей и противоречащих друг другу элементов, так что в итоге, если у посетителя Пена или читателя сей заметки возникнет впечатление, будто бы на стадии строительства либо заказчик кардинально менял мнение несколько раз и не желал до основания сносить и разрушать уже созданное, либо заказчики очень быстро сменяли один другого и так же не стремились платить лишнего за бесконечные переделки, извиняться и чувствовать себя неудобно не стоит.

Интерьеры ни капельки не уступают в своей фантастичности наружной оболочке, конфетка под фантиком, говоря на языке сладкоежек, наивкуснейшая. Тотальное смешение стилей, и при этом безвкусицей выбранный калейдоскоп дизайнерских решений никак не назовёшь. Причудливо, замысловато, сочетание несочетаемого, изысканно, где-то сдержанно, где-то перебор - когда оформление комнат разнится от ближневосточных стилей до европейского барокко и классицизма, в каждую новую комнату дворца входишь, не зная чего ожидать.

Только задержаться в какой-либо комнате и внимательно порассматривать резную деревянную мебель, статуэтки, картины и прочее у Вас вряд ли получится - Вас подхватит толпа и стремительно пронесёт до очередной террасы или дворика, где Вы сможете спокойно выдохнуть. Синтра, и дворец Пена в частности - место жутко популярное среди туристов, практически обязательный пункт программы посещения столицы Португалии и окрестностей. Всего порядка 40 минут на электричке от Лиссабона - и Вы уже выбираете, в какой из дворцов и замков в лиссабонской "барвихе" пойти в первую очередь. Особо дотошные и не склонные к экономии честно заработанных деньжат посещают все достопримечательности Синтры, что за один день сделать довольно проблематично. К тому же из Синтры очень удобно добираться до мыса Рока на автобусе.

Вернёмся к истории дворца, или если угодно, замка Пена. Судьба сыграла с Фердинандом злую шутку - юнцом он мечтал выстроить выдающуюся летнюю резиденцию для королевской семьи, а в итоге сам же способствовал тому, чтобы Пена уплыл из рук португальских монархов, оставив последних в полнейшем недоумении. После смерти Марии спустя некоторое время Фердинанд решил вновь жениться, избранницей стала оперная певица по фамилии Хенслер. Вряд ли у неё был чётко разработанный план, как выжать всё до копеечки из влюблённого короля, сродни той типичной московской чикуле из первых абзацев, вполне вероятно, что мы имеем дело с чистой и искренней любовью, то ли подобным образом реализовался замысел построить дворец в виде оперного театра. Оставим разбирательства историкам. Так или иначе, после смерти Фердинанда дворец унаследовала именно оперная певица, наверняка не раз исполнявшая арии в его стенах.

Куда глядели придворные юристы, для меня остаётся загадкой. Из королевского замка Пена в одночасье стал частной собственностью синьоры Хенслер. Пришлось разорять казну и выкупать его обратно, сумма сделки умалчивалась, видимо, чтобы излишне не травмировать население, в котором на стыке XIX и XX веков возрастало напряжение и недовольство действиями или скорее бездействием по определенным вопросам королевской семьи.

Позволю себе снова прерваться от перипетий непростой истории сказочного замка и обратить внимание читателя на применение в росписи нескольких комнат техники тромплёй. Пожалели денег на настоящую лепнину или же перед нами пример очередного каприза Фердинанда и его супруги Марии?

Дворец Пена стал пристанищем последней королевы Португалии, Амелии. После обстрела королевского кортежа, унесшего жизнь мужа, короля Карлуша, и одного из двух сыновей Амелия укрылась в Синтре, откуда наблюдала, как взошедший на престол младший сын пытается совладать с набиравшим силу республиканским движением. Дни португальской монархии были сочтены, и через два года после свершения Революции Амелия с сыном сбежали в Великобританию, а Пена перешёл в собственность государства.

Дворец прочно занял своё место в категории заброшенных зданий, яркая краска с фасадов облупилась, и некогда разноцветный сказочный замок пустовал, никто не давал внутри оперных концертов и не устраивал торжественные балы и "пенные" вечеринки. Позднее правительство опомнилось: Пена решили отреставрировать, восстановить изначальные цвета, о которых даже старожилы Синтры успели позабыть и привыкли к мрачной серости каменных стен, и устроить внутри музей.

В силу своей необычности дворец Пена ожидаемо попал под охрану ЮНЕСКО, как объект всемирного культурного наследия, и с тех пор к нему не зарастает людская тропа. Да что там тропа, пятиминутный путь в горку от входа до ворот дворца предлагают преодолеть на трамвайчике за 3 евро. Мы дошли быстрее, чем трамвайчик набрался, так что не ведитесь.

Помимо самого замка отдельного внимания заслуживает парк, раскинувшийся более чем на 200 гектаров на склонах холма. Для парка заказывались и свозились деревья и кустарники со всего мира, местной флоры в своё время королю Фердинанду оказалось недостаточно. В этом ботаническом раю магнолии соседствуют с кипарисами и японскими криптомериями, американские секвойи и кедры с австралийскими и новозеландскими папоротниками. Сам Ханс Христиан Андерсен, посетивший Синтру и дворец в 1866м году, отметил, что здесь "природа и искусство чудесно дополняют друг друга".

Если на Синтру Вы отвели из поездки по Португалии всего один день и раскошеливаться на все замки и дворцы не собираетесь, то Пена предстанет из всего многообразия самым очевидным лотом наряду с ещё одним комплексом, о котором поведаю в следующей заметке. Keep it locked!


Источник: Кошмар архитектора или шедевр? Сказочный замок португальских монархов
Автор:
Теги: архитектура шедевры архитектуры замок Кошмар balenciaga chanel

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства