«Ходячий замок»: антивоенный мультфильм о стремлении к личному счастью и бегстве от общей беды
19:00 24 января 2022
С 20-го января знаменитая картина Хаяо Миядзаки снова в российском прокате!
«Ходячий замок», реж. Хаяо Миядзаки Кадр из фильма
В российских кинотеатрах с 20-го
января стартовал повторный прокат полнометражного аниме Хаяо Миядзаки «Ходячий
замок» (2004), мультипликационной экранизации одноименного романа британской
писательницы Дианы Уинн Джонс. Картина, отмечающая в этом году 18-летие,
повествует о кроткой юной шляпнице Софи, обращенной злой Ведьмой Пустоши в тело
дряхлой старушки. Колдовское превращение – расхожий сказочный мотив разных
народов мира, а потому неудивительно, что, спешно покинув город,
девушка-бабушка тут же попадает в логово таинственного волшебника Хаула, где ее
ждет множество еще более невероятных приключений…
Кадр из фильма «Ходячий замок» КиноПоиск
Конечно, идиллические пейзажи и
забавные герои (чего только стоит болтливый демон огня Кальцифер или шустрый ученик
Хаула Маркл) делают свое дело и крепко врезаются в зрительскую память, но,
безусловно, главное, чем до сих пор очаровывает «Ходячий замок», – бережно
прописанный и прорисованный фэнтезийный сеттинг. Выполненный в эстетике стимпанка,
подразумевающего альтернативное развитие истории, где человечество безупречно
овладело технологиями паровых машин и живет в городской среде, стилизованной
под Европу эпохи викторианской Англии, фильм Миядзаки эксплуатирует главное вневременное
преимущество анимации – буйство авторской фантазии, помноженное на отсутствие
производственных ограничений, присущих игровому и документальному кино. Ходячий
замок, отсылающий к модернизированной в стиле «Кин-дза-дза» (1986) избушке на
курьих ножках из русских народных сказок, жуткого вида слизнеподобные шпионы
Ведьмы Пустоши, проникающие сквозь стены, зооморфные превращения Хаула в
летающую по небу мифическую птицу с человеческим лицом – во время просмотра
довольно скоро перестаешь удивляться даже самым причудливым обстоятельствам мультипликационного
мира.
«Ходячий замок» (2004 год) Кадр из фильма
Перманентный визуальный фон и
смысловой лейтмотив фильма – промышленная революция, идущая рука об руку с
развитием вооружений. Чем стремительнее наступает научно-технический прогресс,
тем изощреннее становятся способы уничтожения всего живого. Сюжет «Ходячего
замка» недвусмысленно указывает на то, что даже самые коварные проделки Ведьмы
Пустоши или колдуньи Салиман меркнут по степени разрушительных последствий в
сравнении с массовыми боевыми действиями, способными превратить любую планету –
даже райскую параллельную вселенную, вдохновленную, впрочем, реальной французской
провинцией, – в «шар цвета хаки». И если у героев Миядзаки есть возможность
спрятаться и сбежать подальше от агрессивного внешнего мира с помощью
волшебного тумблера, чудесным образом перемещающего их диковинное пристанище в
пространстве, то у нас – зрителей «Ходячего замка», сидящих по эту сторону
экрана, – опции мгновенного переключения беды за окном на счастье в доме, а тревоги
– на покой, под руками, увы, нет.
«Ходячий замок» (2004 год) Кадр из фильма
Из военной линии фильма напрямую
вытекает ключевой конфликт картины – классицистическое столкновение долга и
чувства, которое мы не столь давно
разбирали на примере другого выдающегося
мультфильма – «Тайны Коко» (2017). Если Салиман как придворная волшебница
олицетворяет могущественную машину государственного принуждения и необходимость
жертвовать личным ради общественного блага (подлинность которого, впрочем,
весьма сомнительна), то ее ученик Хаул, вопреки данной некогда присяге, отстаивает
свою собственную, персональную идентичность и как герой-пацифист, презирающий
войну, выбирает частный интерес и всячески противится диктату общего (читай: воинской
повинности), несмотря на риск лишиться колдовской силы (читай: государственной
привилегии).
«Ходячий замок» (2004 год) Кадр из фильма
Сценарий картины при этом трудно
назвать идеальным: замысловатый сюжет длительное время протекает без видимого
развития, а с какого-то момента история и вовсе начинает топтаться на месте,
превращаясь в фэнтези ради фэнтези с хаотичным нагромождением жанровых
допущений. Однако магия художнического дарования Хаяо Миядзаки такова, что даже
сумбурная развязка и сказочный во всех отношениях финал не портят общего впечатления
от сеанса. В конце концов, Софи – немного дурнушка, немного Золушка, немного
принцесса – обретает в Ходячем замке то, на что совсем не рассчитывала, когда
отправлялась в дальний путь: большую любовь и столь же большую семью – предельно
экзотичную и разношерстную, но по-настоящему родную и близкую. Разве не этого
все мы в глубине души хотели от этой странной, небезупречной, но невероятно
красивой и трогательной истории?..
Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.
Комментарии (0)