Всем известно, что станции московского метрополитена в годы Великой Отечественной войны служили москвичам убежищем во время бомбежек. В наши дни, когда одним из главных кошмаров человечества является угроза ядерной войны, да еще и под впечатлением суперпопулярного романа Глуховского «Метро 2033», возникает вполне закономерный вопрос: спасет ли метрополитен от атомной бомбы?
Московское метро как объект гражданской обороны
Метрополитен стали рассматривать как возможное убежище для населения едва ли не с момента строительства первых станций. После войны, когда метро прекрасно показало себя во время бомбежек, и когда стала очевидной опасность ядерных бомбардировок, все новые станции метро в СССР строились с учетом вероятного использования их в качестве объектов гражданской обороны.
В настоящее время метро Москвы, так же как и метро в других городах России (Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург, Новосибирск и т.д.) рассчитано на два режима работы: транспортный и режим укрытия. Второй режим предназначен для защиты людей в условиях применения оружия массового поражения или стихийных бедствий.
Для этого метрополитен оборудован гермозатворами – специальными герметичными дверьми. Они способны выдержать самую мощную взрывную волну. Кроме того, гермозатворы призваны перекрыть доступ на станцию в случае, например, прорыва плывуна и наводнения.
В случае опасности ядерной атаки у москвичей будет от 10 до 15 минут, чтобы добежать до ближайшей станции. После этого гермодвери начнут закрываться.
У тех, кто окажется внутри, будет возможность пережить ядерный удар, а также выжить еще некоторое время после взрыва, поскольку метрополитен снабжен системой вентиляции, электрогенераторами и даже (если верить диггерам) запасами пищи и источниками воды на самый крайний случай. Все работники метрополитена прошли специальную подготовку и знают, как вести себя в чрезвычайных ситуациях.
Как только прозвучит сигнал о переводе метро в режим укрытия, все эскалаторы начнут работать только на спуск, гермодвери будут приведены в готовность, а затем, когда станция заполнится расчётным количеством людей (но не позже, чем через 10-15 минут), их закроют. При этом силы правопорядка будут иметь право открывать огонь по тем, кто попытается препятствовать закрытию дверей.
Кто спасется?
К сожалению, не все, кто добежит до метро и сумеет в давке и панике добраться до станции, превращенной в подземное убежище, имеют шанс выжить. Метро не спасет в случае прямого попадания ракеты. Даже во время Великой Отечественной, когда метро так хорошо показало себя в качестве бомбоубежища, был случай прямого попадания бомбы в перегон между двумя станциями Филевской линии (это станции «Смоленская» и «Арбатская»). Диггеры уверяют, что в этом месте и сегодня видны следы ремонта. Люди, которые были там в момент попадания и взрыва, погибли.
Впрочем, ядерные боеголовки, как правило, рассчитаны на взрыв на высоте 200 или 300 метров над землей. В этом случае метро будет вполне надежным убежищем.
Нельзя упускать из виду и еще одну опасность: воду. Даже если люди на станции метро благополучно переживут ядерный удар, они могут погибнуть в потоке грязи и песка из прорвавшегося плывуна. Плывунами называются участки грунта, насыщенные водой и плотно сжатые со всех сторон более плотной породой. Они были самыми главными помехами метростроевцев и продолжают причинять массу хлопот и сейчас. Причиной прорыва плывуна может стать, например, сильный удар. Относительно недавно из-за «селевого потока» были временного закрыты станции «Селигерская», «Верхние Лихоборы» и «Окружная». Станция «Маяковская» тоже подвержена подтоплению грунтовыми водами. Нетрудно понять, что в случае, если метро работает в режиме убежища, и при этом отказывает электрогенератор и перестают работать насосы, то людям, запертым между гермодверями, грозит гибель в воде.
Какие станции наиболее надежные?
Всего Московский метрополитен насчитывает 238 станций. Станций глубокого заложения, то есть, расположенных на глубине более чем 60 метров, в метрополитене Москвы больше 10. Это такие станции, как «Чеховская», «Тимирязевская», «Дубровка», «Петровско-Разумовская» и другие. Самая глубокая – «Парк Победы». Ее глубина – 73 метра.
Считается, что самыми безопасными в случае ядерной войны будут те станции, что расположены глубже других. Сложно сказать, насколько это верно, но системами жизнеобеспечения в равной степени снабжены станции как глубокого, так и неглубокого заложения.
Насколько близок к истине роман Глуховского «Метро 2033»?
Книга Глуховского – это не инструкция по выживанию в случае ядерной войны, а антиутопия, то есть, произведение в жанре ненаучной фантастики. Эта очень увлекательная книга, имеющая тысячи поклонников, и отчасти спровоцировавшая всплеск интереса к теме выживания в метро в случае ядерной катастрофы, все-таки весьма далека от реальности.
Самое главное – метро может стать лишь временным убежищем. Все системы жизнеобеспечения рассчитаны не более, чем на несколько суток. По истечении этого времени людям все равно придется выбираться на поверхность.
Комментарии (0)