В период между Первой и Второй Мировыми войнами в СССР усиленно занимались строительством вооруженных сил. Однако, после начала Второй Мировой войны, а, особенно, после нападения Германии в 1941 году, стало ясно, что Красная Армия отнюдь не представляла такой грозной силы, какой должна была бы стать после стольких лет огромных усилий.
Во многом этому причиной стали события, описанные ниже.
Чудо-пушки
Развитию артиллерии Красной Армии сильно мешали всевозможные эксперименты, самым глобальным из которых была идея перевода всей артиллерии на динамо-реактивные пушки.
Динамо-реактивные, или безоткатные орудия, являются важной составляющей артиллерийского вооружения. Ни одна современная армия без них сегодня не обходится. В 20-е годы такие орудия ещё только разрабатывались и внедрялись.
В Советском Союзе инициатором массового внедрения таких орудий выступил Леонид Курчевский.
Как пишет историк артиллерии А. Широкорад в «Энциклопедии советской артиллерии» и отдельной работе «Феномен Курчевского», вопреки некоторым утверждениям, Курчевский ничего не изобрёл. Предлагаемые им системы повторили уже созданные ранее конструкции орудий Гельвигом и Рябушинским. Все они были ещё «сырыми» и для полноценного внедрения требовалось много работы. И уже тогда многим было понятно, что безоткатные орудия пригодны лишь для довольно узкого круга задач. Курчевский же, при поддержке начальника вооружений РККА Тухачевского, предложил их внедрить везде, полностью заменив классические артиллерийские орудия.
Легкими орудиями планировали вооружить пехоту, более тяжелые пушки устанавливать на мотоциклы и автомобили. Безоткатные пушки должны были устанавливаться в танки и на самолёты, ими планировали вооружить эсминцы и крейсеры. Многие предлагаемые решения, например, для автоматической стрельбы, были весьма сомнительными. Новые системы запускались в производстве до окончания испытаний, в 1931-35 годах практически все артиллерийские заводы работали над выпуском пушек Курчевского. Изготовили более 5000 орудий, из которых более половины сразу пошла в брак. А чуть позже и все остальные орудия сдали в металлолом. Курчевский был арестован за создание «неперспективных систем вооружения» и расстрелян.
Сколько было потрачено сил и средств даже подсчитать невозможно. Особенно если учитывать, например, работы по созданию специальных самолётов.
А ещё были свернуты все работы над аналогичными проектами, и Красная Армия вообще не имела безоткатных орудий во Второй Мировой войне.
«Сломанные крылья»
В первой половине 30-х годов советские заводы выпускали отечественные самолёты на уровне лучших мировых образцов и в немалых количествах. Не смогли создать свою моторостроительную школу и все авиамоторы были иностранной разработки, но самолёты создавали свои, и в 30-е годы сложилась советская школа самолётостроения. Существовали две конструкторские «империи». Одна во главе с Поликарповым, строившая лучшие (на тот момент) истребители и разведчики, вторая во главе с Туполевым, создававшая большие самолёты: бомбардировщики и транспортники. Некоторые исследователи авиации, например, Д.А. Соболев в своей «Истории самолётов» считали, что эта монополизации мешала развитию, так как не было конкуренции и маленькие КБ не могли развиваться. Но при всех возможных недостатках, Красная Армия имела отличные самолёты.
На рубеже 40-х годов стала вырисовываться неблагоприятная картина. Находившиеся в производстве самолёты уже устарели, а новых ещё не было.
Принятые решение иначе чем странными не назовёшь. Вместо того, чтобы всячески помочь уже существующим, показавшим свою эффективность КБ, все они были расформированы. «Империи» Туполева разбилась на отдельные КБ, большая часть работала как «шарашки». КБ Поликарпова тоже разбили на несколько групп. Причём во главе некоторых новых КБ поставили людей, которые мало себя проявили как инженеры, но зато являлись близкими родственниками Микояна или Кагановича. Самого же Поликарпова практически лишили производственной базы и возможности реализовать свои проекты.
В результате значительная часть планируемых машин так и не была создана, а Красная Армия не имела на вооружении истребителя, который смог бы стать достойным противником немецкому «Мессершмитту».
«Порядок» в танковых войсках
Хотя наша промышленность построила в два раза меньше танков, чем планировалось, не смогла освоить производство самоходной артиллерии, бронетранспортёров, различной специальной техники, к началу Второй Мировой РККА имела бронемашин больше, чем все армии мира вместе взятые. И структура танковых войск была самая оптимальная.
Непосредственно стрелковую дивизию должен был поддерживать батальон общевойсковых танков Т-26. Ещё в дивизии имелась рота малых плавающих танков, как для разведки, так и для непосредственной поддержки пехоты. Танками Т-26 так же вооружались отдельные танковые бригады, которые усиливали войска на направлении главного удара. Для качественного усиления имелись бригады тяжелых танков Т-28 и Т-35.
Подвижные войска вооружались оперативными танками БТ. Танки БТ были в танковых полках кавалерийских дивизий и танковых бригадах. Большинство бригад было отдельными, но было и четыре танковых корпуса по две танковых бригады в каждом.
Структура танковых войск постоянно совершенствовалась, на рубеже 30-х годов появились проекты новых танков. Общевойсковые Т-26 должны были сменить более мощные Т-50, на смену Т-28 появились КВ. Танкам БТ на замену уже готовились Т-34.
Однако, в начале 1940 года от танковых корпусов было решено отказаться, как слишком громоздких и плохо управляемых. Правда, было принято решение сформировать семь моторизованных дивизий: по сути мотострелковых дивизий, в которой один полк был заменён бригадой танков БТ. Моторизованные дивизии, имели меньше танков, чем корпус, но зато в них было больше мотопехоты, а, как показал опыт войны, это было бы правильное направление развития.
Но уже в том же 1940 году было принято решение формировать новые механизированные корпуса, в которых полагалось иметь более тысячи танков. Хотя несколько месяцев назад корпуса, в которых было пятьсот танков, считались слишком громоздкими.
Для формирования новых мехкорпусов не хватало танков, даже с учетом всех будущих поставок промышленности. В них собрали практически все машины, кроме тех, что были в разведывательных батальонах стрелковых и танковых полках кавалерийских дивизии.
В результате РККА к лету 1941 года имела три десятка корпусов, каждый из которых был по-разному укомплектован и имел самые разные танки. Спешно собранные части не были сколочены, расширение танковых войск привело к том, что большая часть личного состава не имела опыта, особенно это касалось командиров.
К концу 1941 года от довоенных танковых войск РККА практически ничего не осталось, и их воссоздавали заново. А вырабатываемая в ходе войны оптимальная структура, повторила в общих чертах ту, что сложилась в РККА в начале 1940 года.
Кирилл Шишкин
Комментарии (0)