Мы призываем людей замечать не только плохое, а почаще открывать своё сердце для добра.

Какие предметы изучали в школах на оккупированных Гитлером территориях СССР

Не все граждане СССР смогли эвакуироваться до наступления гитлеровцев. Но оккупированных территориях осталось порядка 70 миллионов человек. Эти земли гитлеровцы планировали сделать сырьевой и продовольственной базой, а их жителей – дешёвой и покорной рабочей силой. Такая стратегия позволила бы совершить рывок далее на восток и захватить всю территорию СССР. Для этого требовалось обеспечить порядок, оставить в сохранности промышленность и сельское хозяйство.

Возобновление школьной системы при оккупации

На оккупированных немцами территориях система образования начала замирать. Гитлеровцы рассчитывали на блицкриг, поэтому у них не существовало никаких долгосрочных программ. Для возрастных групп старше 14 лет немцы ввели вместо учёбы трудовую повинность, а младших родители боялись отпускать в школу, тем более что школа далеко не всегда находилась поблизости. Но фашистская система придавала слишком большое значение психологической обработке, чтобы упустить такой важный аспект, как образование. Немцы принялись налаживать систему обучения на занятой ими территории СССР к концу 1941 года, а начиная с 1942-го начальное обучение стало обязательным. Образовательная программа оперативно разрабатывалась в рейхскомиссариате Остланд в Риге, к её созданию привлекали членов семей эмигрантов, которые когда-то бежали от революции. Для политически нейтральных предметов использовались советские учебники, из которых вырывались страницы с портретами вождей.

Немецкая система пропаганды стремилась привлечь учителей на свою сторону. Их профессия позиционировались как почётная, им платили зарплату плюс надбавки за стаж, за дополнительную педагогическую работу, за участие в организации политических мероприятий. Им также выдавали продукты. Профессия учителя по численности была самой распространённой на оккупированных немцами территориях.

Сходство и различия немецкой и советской образовательной системы

Школьное обучение в период оккупации было платным. С родителей первоклассников брали по 20 рублей в месяц, со второклассников 30, обучение с 5 по 7 классы было необязательным и оплата там составляла 200 рублей ежемесячно. Если школу посещало несколько детей из одной семьи, на второго и последующих оплата снижалась.

Набор школьных предметов изменился: главным и обязательным стал немецкий язык. Русский язык объединили с рисованием и пением. Остались предметы: физкультура, математика, география, естествознание, рукоделие (для девочек) и труд (для мальчиков), а также закон Божий. История и литература преподавались в сильно идеологизированном виде. Приключенческие романы о далёких землях, как например «Робинзон Крузо», в немецкой интерпретации подавали местное цветное население как неполноценное. В то же время в программе остались классики русской литературы: Пушкин, Гоголь, Толстой, Лермонтов.

Особое внимание уделялось общим историческим корням России и Германии: подчёркивалось, что на престоле русских царей часто оказывались немцы, в благоприятном свете подавались общие военные союзы. Положительно трактовалась немецкая миграция в Россию и рекламировались перспективы переезда на работу в Германию.
Даже математические задачи были политизированы: ученики высчитывали расход финансов на преступников в тюрьмах, процентное количество евреев в Европе.

Основы немецкого воспитания мало отличались от советского: внушались те же принципы почтительного отношения к старшим и субординация, поощрялся труд на благо общества, взаимопомощь, бескорыстие. В учебных текстах героями были дети, помогающие тем, кто в этом нуждался. Через учебники велась пропаганда правильного образа жизни: законопослушность, внимательное отношение к здоровью, трудолюбие и любовь к чистоте.
Регулярно проводились политзанятия, во время которых детям рассказывали расовую теорию и превозносили роль Германии в деле освобождения страны от большевиков. Особое внимание уделялось созданию положительного образа фюрера. Ученикам демонстрировали фотографии Гитлера с детьми и животными, на лоне природы или с книгой в руке, всегда в скромной и располагающей обстановке.
В школьных классах на видном месте на помещался портрет фюрера.

Ситуация со школьным обучением была различной. В деревнях и небольших городах к обучению не принуждали. Нередко школа находилась за несколько километров, а инфраструктура была разрушена. В Смоленске, где комендантом стал честолюбивый и энергичный фон Швец, начальное обучение до 4 класса стало обязательным. За пропуск занятий родителей учеников штрафовали, а при систематических пропусках могли посадить в тюрьму на месяц, а детей доставить в школу насильно. Учителя были обязаны подавать списки прогульщиков в комендатуру.
Дети от 12 до 14 лет составляли для оккупантов предмет для беспокойства: они уже не обязаны были учиться, а до возраста трудовой повинности ещё не доросли. В германских отчётах выражается обеспокоенность тем, что эта возрастная прослойка является группой риска, поскольку вследствие незанятости может совершать антисоциальные поступки. Поэтому для этой категории поощрялась работа: за неё выдавали продуктовые карточки.
С 14 лет трудовая повинность была обязательной. Работа была физически очень тяжёлой: с 6 утра до позднего вечера подростки наравне со взрослыми копали рвы, строили дороги, убирали снег, работали на лесопилках и торфоразработках.

В отличие от советской системы, высшее образование гитлеровцами не поощрялось. В период оккупации функционировали профессиональные училища, которые готовили рабочих различных специальностей и ремесленников. Поощрялся крестьянский труд. Допускалось обучение в ВУЗах инженеров и агрономов. К высшему образованию учащиеся допускались только при условии свободного знания немецкого языка. По сравнению с советской системой, в немецком профессиональным образованием преобладала не теория, а практика по специальности, чтобы молодые специалисты после выпуска немедленно могли приступить к полноценной работе. Планировалось отправлять талантливых молодых людей на учёбу в университеты Германии. В целом, из граждан СССР планировалось готовить качественный низший персонал, а руководить ими должны были граждане Германии, эмигранты, или полностью переформатированные русские.

По воспоминаниям очевидцев

Киевлянин Андрей Шевчук рассказывает о своей матери Валентине Николаевне Николаевой. Она провела детство в городе Великие Луки. Когда в город вошли немцы, она училась в третьем классе и в четвёртый уже не пошла: доучивалась после войны. Она вспоминала, что родители опасались отправлять её на учёбу, предпочитая, чтобы дочь была на глазах: среди стоящих в городе немцев попадались всякие отморозки. Но в то же время Валентина Николаевна хорошо помнит, как некоторые солдаты подкармливали детей и даже угощали их сладостями. Семья Валентины убежала из оккупации в Ленинград и пережила там все ужасы блокады.

Майкопец Максим Богатырёв поделился своей семейной историей. Семья его дяди Ивана Антоненко жила в селе Горькая Балка Ставропольского края. Семья была большая: девять братьев и сестёр.
Ивану исполнилось девять лет, когда его село заняли немцы. В школьных классах в те времена были крутящиеся доски с горизонтальной осью. Ваня Антоненко как раз отвечал у доски, когда дверь распахнулась и в класс вошло несколько немцев; среди них находился мальчик примерно его возраста: сын одного из офицеров. На маленьком немце была полная военная форма. Он подошёл к Ване и принялся что-то ему говорить, но тот, естественно, не понимал. Тогда немецкий мальчик разгорячился, вынул пистолет и начал тыкать им русскому сверстнику в рёбра. Ваня, недолго думая, крутанул доску, юному оккупанту основательно прилетело по затылку, и он кувырнулся вверх ногами вместе с пистолетом. Парнишка избежал расстрела на месте только благодаря учительнице, которая кинулась на его защиту.

Галина Погодина

https://russian7.ru/post/kakie-predmety-izuchali-v-shkolakh-...


Источник: Какие предметы изучали в школах на оккупированных Гитлером территориях СССР
Опубликовал:
Теги: Гитлер какой ссср территория школа

Комментарии (7)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Татьяна Кузнецова 
Сейчас в Украина это же и происходит. Только вместо Гитлера преподносят Бандеру.
Ольга Лосева 
Ну, а у нас Ленина. Всегда портреты правителя. Что тут такого, в чем разница-то?
Галина Андреева
А у нас уже есть иконы с ликом Путина. И это не шутка. Чем смотреть куда-то там в Украину, лучше бы посмотрели, что у нас. А у нас уже давно культ личности не сменяемого Путина.
Татьяна Савватеева
Если Путин справляется с обязанностями президента да ещё в такое непростое время- пусть и дальше правит. Почему президентов надо менять каждые 4 года? А не видеть разницу между российским образованием и немецким, это надо постараться.
Галина Андреева
Путин не справился. За все 20 лет его павления он не сделал для страны "НИЧЕГО" , страна катится в пропасть. А власть нужно менять обязательно, это гарантия развития государства.Зачем что то делать, если во главе страны несменяемый царь, который знает, что он будет во главе государства всегда. Для этого и придумана системы сменяемости власти. "Власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно». Джон А́ктон, английский историк и политик.
Elena Kovina
Вот почему хохлы так любят и ценят фашистов- их дедов и прадедов учили жизни немцы!
Alex
Да ладно! На Украине такое? А в России всё хорошо? Дети весь год учатся, и учатся полезному и нужному, а не обществознанию (рекламе полит. строя текущей шайки)? На стене у директора любимая семья или его дедушка висит? Главные предметы - естественного цикла? И жандармы не вламываюися с "антитеррррррористической деятельностью" и "проверкой масочного режима"? Комендантский час для детей не существует? Поощеряются практически полезные работы, а не запрещены даже химические опыты (потому, что вдруг дети взрывчатку или наркотики делать будут?! Все кислоты записаны в прекурсоры!)?
В 45-ом точно наши победили. А потом сверху нас продали...
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Брошюра «Недочеловек»: почему немцам запретили распространять её на территории СССР
Брошюра «Недочеловек»: почему немцам запретили распространять её на территории СССР
2
Настоящая история 12:48 09 май 2021
Я согласен снова в застой, но так, чтобы мне опять было 25 лет
Я согласен снова в застой, но так, чтобы мне опять было 25 лет
1
Здесь только хорошие новости! 01:01 Вчера
Как вырастить глицинию: наш опыт. Советы для обильного цветения Как вырастить глицинию: наш опыт. Советы для обильного цветения
Что стало с правнуком Пушкина, который воевал за Гитлера
Что стало с правнуком Пушкина, который воевал за Гитлера
9
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 09:53 29 апр 2021
«Живой товар»: что стало с гражданами СССР, угнанными в Германию
«Живой товар»: что стало с гражданами СССР, угнанными в Германию
37
Настоящая история 02:02 23 мар 2021
Каким сверхъестественным даром Вы обладаете согласно Вашему знаку Зодиака
Каким сверхъестественным даром Вы обладаете согласно Вашему знаку Зодиака
8
Здесь только хорошие новости! 07:47 05 июн 2021
Какие гигиенические привычки солдат вермахта удивляли красноармейцев
Какие гигиенические привычки солдат вермахта удивляли красноармейцев
8
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 07:44 25 сен 2020
Сколько граждан СССР Гитлер планировал оставить в живых
Сколько граждан СССР Гитлер планировал оставить в живых
0
Общество и я 18:42 20 май 2017
8 предметов, которые запрещено разогревать в микроволновке, иначе будет беда
8 предметов, которые запрещено разогревать в микроволновке, иначе будет беда
7
Жизнь прекрасна 12:30 01 май 2021
Какого цвета ваше имя. Как, зная цвет имени, привлекать в жизнь удачу и благополучие
Какого цвета ваше имя. Как, зная цвет имени, привлекать в жизнь удачу и благополучие
30
Здесь только хорошие новости! 07:14 14 июн 2021
Какой народ СССР немецкие оккупанты считали самым «безобидным»
Какой народ СССР немецкие оккупанты считали самым «безобидным»
9
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 08:19 09 ноя 2020
У ребенка в школе начались проблемы. Что сделал отец девочки, когда директор школы сказала «сама виновата»
У ребенка в школе начались проблемы. Что сделал отец девочки, когда директор школы сказала «сама виновата»
48
Здесь только хорошие новости! 05:34 18 мар 2021
Благородное серебро: женщины рассказали, почему считают свою седину сексуальной
Благородное серебро: женщины рассказали, почему считают свою седину сексуальной
0
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 22:50 Сегодня

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства