Сейчас мало кто обходится без фоторедакторов и перед публикацией снимка в соцсетях его непременно обрабатывают в фотошопе или в какой-нибудь другой похожей программе. Можно подумать. что обычай «улучшать» фото нам подарила эпоха инстаграма и фейсбука, но это не так. Первые эксперименты в редактировании снимков состоялись вскоре после изобретения фотографии, а на рубеже 19 и 20 столетий мастера ретуши уже творили настоящие чудеса.
Потребность в улучшении качества снимков и добавлении на них всевозможных объектов появилась вскоре после того, как в 1825 году Джозеф Ньепс изобрел гелиографию и представил миру первый фотографический снимок. Первые фотографии обрабатывали по необходимости, так как их качество оставляло желать лучшего.
В 19 столетии часто на снимках рисовали дополнительно глаза, губы, украшения, элементы причесок и прочие детали, которые получались при съемке не слишком резкими и выразительными. Именно тогда появилась такая профессия, как ретушер. Это были художники, задачей которых была дорисовка на снимках разных мелочей, а также исправление дефектов и даже придание фотокарточкам цвета.
«Феи из Коттингли», обманувшие сэра Артура Конан Дойла.
Уже к концу 19 столетия мастера ретуши так разошлись, что стали удивлять мир своими невообразимыми, порой фантастическими работами. Нужно сказать, что всего 100 лет назад людей обмануть фотомонтажом было гораздо проще, чем сейчас. Сэр Артур Конан Дойл, бакалавр медицины и писатель, подаривший миру Шерлока Холмса, был одурачен снимками, сделанными в 1917—1921 году двумя девочками-подростками, Элси Райт и Френсис Гриффитс.
Юные особы добавили на свои фото изображения крылатых фей, да так искусно, что маститый писатель поверил в их существование и оставался при своем мнении до самой смерти! Между тем «Феи из Коттингли», а именно так стали называть эти снимки, далеко не самые качественные фейковые изображения начала 20 века.
Посмотрите на эти снимки из коллекции фотографа и художника Рика Солоуэя (Rick Soloway) и представьте, что все они сделаны при помощи самых простых приемов фотомонтажа — методами наложения и ретуши при помощи чернил, краски, аэрографии или просто выцарапыванием на поверхности стеклянной фотопластины.
Надпись на этом снимке гласит: «Тыквы, выращенные в Айове, приносят прибыль».
А это фото подписано так: «Если мы едем в Колорадо, то знаем точно зачем».
«Новые рабочие руки на ферме» — автор заставил огромную саранчу управлять трактором.
А это Бобби Лич, покоривший в бочке особой конструкции Ниагарский водопад. Мастерство ретушера позволило поместить героя и его аппарат на фоне покоренного потока.
А это «Кукуруза на фермерской ярмарке округа». Неплохой урожай, не так ли?
Когда-то на Гавайских островах созревали вот такие ананасы. Не верите? А зря!
Вот раньше были лобстеры — не чета нынешним! Не слишком убедительная иллюзия, но в 20-х годах прошлого века она шла на «ура».
Рыба с человеческими зубами. В те времена было проще и быстрее вставить рыбе зубы для снимка, но, тем не менее, здесь мы видим умелый фотомонтаж.
«Побеждает лучший». Кажется, в прошлом веке в США гигантская саранча на снимках была в тренде, почти как сейчас «дакфейсы».
«Ограбление поезда». Сложно найти ситуацию, в которой фотографы-виртуозы не могли бы использовать этих насекомых.
Так вот ты какой, «горный заяц»!
«Две старые мудрые птицы». Тут все так простенько, что даже немного разочаровываешься.
«Кролик из Западного Техаса». Как мы видим, кроликов мастера фотомонтажа любили не меньше чем саранчу.
Ну, а это классика — обычное рыбацкое вранье, визуализированное с использованием технических возможностей начала 20 столетия.
Напоследок стоит сказать, что некоторые из этих снимков вовсе не бесполезное озорство. Фото с тыквами, кукурузой, рыбой и ананасами создавались специально, чтобы привлечь эмигрантов в не самые популярные регионы США. Да, именно так — когда-то на Гавайские острова людей приходилось заманивать фальшивыми ананасами-гигантами. Пользовались искусством ретуши и
Фото с овощами-гигантами даже получили отдельное название — «Tall Tale Postcards» или «Открытки-небылицы». Конечно, большинство зрителей видели подвох, но были и те, что на самом деле покупались на примитивную уловку. Разве сегодня это работает как-то иначе?
Смотрите также —
Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на наш
Комментарии (0)