На карте мира немало
От столицы Северной Осетии города Владикавказа до Даргавского ущелья чуть более 40 км, но на этом расстояние сосредоточено столько красот, что впечатлений хватит на целый год. Тут и фантастические горные пейзажи с неприступными скалами и изумрудной зеленью, и стремительные горные потоки, катящиеся по камням и срывающиеся ревущими водопадами с уступов, и бездонное небо с парящими птицами, которого нет больше нигде.
По пути к Даргавсу нужно обязательно остановиться у Гизельдонского водохранилища, спокойное великолепие которого резко контрастирует с яркой и бурной горной природой. Необычное начинается уже здесь — если у вас с собой компас, то он начнет вести себя непредсказуемо из-за сильной магнитной аномалии. Еще одна необычная особенность этого района Северной Осетии заключается в том, что здесь 300 дней в году безоблачно и светит солнце.
Но мало кто из путешественников, оказавшись в этих краях, довольствуется невероятными по красоте пейзажами — туристов влечет сюда таинственный «Город мертвых», который до сих пор не раскрыл своих тайн и предлагает как гостям, так и ученым больше вопросов, чем ответов.
«Город мертвых» в Даргавсе — это самый масштабный на Северном Кавказе некрополь, насчитывающий 97 склепов. Все они были построены в 14−18 столетиях, но по ним это не скажешь. Издалека это кладбище похоже на аккуратный горный поселок с белыми домиками, украшенными необычными пирамидальными крышами. Но в этих домах-склепах «живут» мертвые, а на улицах поселка не слышно разговоров и детского смеха.
Многих удивляет, как склепы, многие из которых «разменяли» семь столетий выглядят так, как будто построены несколько десятилетий назад. Ни мощные зимние ветра, ни перепады температур, ни частые в этих краях землетрясения не нанесли им ущерба.
Секрет прочности заключается в растворе, который использовали древние каменщики. Его состав уникален — мастера смешивали сметану, молоко, яйца, а также известь, предварительно выдержанную несколько лет в ямах, вырытых в земле. Белые домики-склепы расширяются к основанию, прочно цепляясь своими каменными фундаментами за скалистые склоны.
Прогуливаясь по улицам «Города мертвых» можно наткнуться на человеческий череп, позвонок или берцовую кость с остатками ткани и даже кусками иссохшей плоти. Несмотря на это днем тут не страшно и человек, не обремененный суевериями, может без проблем прогуливаться даже в одиночестве, хотя присутствие неких сил ощущается здесь постоянно.
Совсем иначе это место выглядит на закате — у посетителей возникает непреодолимое желание быстрее покинуть некрополь. Что касается ночной поры, то считается, что это время полностью принадлежит мертвым и живого человека, оказавшегося среди склепов, непременно ожидает беда. Правда это или нет — неизвестно, но проверять как-то не хочется. Местные жители даже днем не ходят в это место, а уж ночью сюда не забредают даже самые отчаянные сорвиголовы.
Надпись над входом в одну из усыпальниц гласит: «С любовью смотрите на нас. Мы были такие, как вы, вы будете такие, как мы». Это высказывание не пугает, но наводит на философские размышления. Кем были эти люди? О чем думали и мечтали? Кого любили и ненавидели? Что оставили после себя, кроме праха?
Не вызывают паники в солнечный день ни пустые глазницы черепов, следящие за гостями, ни костлявые руки, как бы протянутые из дверей склепов навстречу путнику. Основной вопрос, посещающий каждого, кто ступил на улицы некрополя — как получилось, что мертвые не погребены в земле, а лежат в аккуратных, но открытых ветрам, диким зверям и нескромному взору домиках?
Местная легенда объясняет появление «Города мертвых» по-кавказски красиво. Однажды, примерно семь столетий назад, в одно горное селение в Даргавском ущелье пришла прекрасная незнакомка. Она была так хороша собой, что за право обладать ею начали бороться самые красивые и сильные воины. Не обошлось и без кровопролития — не раз сверкали среди скал кинжалы и проливалась на камни горячая кровь.
Погибло немало мужчин, пока старейшины не приняли решение вмешаться в трагические события и рассудить — кому должна достаться чужестранка. Когда к мудрым старцам привели девушку, они были поражены ее красотой и поняли, что покой не вернется в их селение, даже если ее отдадут достойному мужу. Поэтому на совете было решено лишить девушку жизни, ради спасения жителей.
Девушку объявили ведьмой и казнили, но ее смерть не принесла горцам счастье и умиротворение. На поселок снизошло страшное проклятье и скалистая земля перестала принимать тела усопших, выбрасывая их из могил на поверхность. Поэтому и было решено построить некрополь из склепов, стоящих на поверхности.
Чтобы искупить вину перед умершими, которых не получалось похоронить по обряду, завещанному предками, похороны в «Городе мертвых» отличались особой пышностью. Покойников наряжали в лучшие одежды и укладывали вместо гробов в резные деревянные лодки. Рядом с мертвецами укладывали монеты и вещи, которые были им дороги при жизни, а также оружие, дорогую утварь, вино и еду.
Осетины верили, что небольшие ладьи с припасами помогут их мертвым преодолеть непростой путь в царство мертвых, где царит бог Барастыр. Деньги и ценности предназначались не только для умершего, но и для Аминона — грозного стража ворот загробного мира.
Но главная загадка этих склепов в том, что далеко не все умершие выглядят как покойники, прошедшие погребальный ритуал. Некоторые мертвецы лежат в необычных позах, сидят или вообще оказались за пределами склепов. Этот факт нельзя объяснить действиями мародеров или диких зверей. Что же произошло в «Городе мертвых»?
Конечно, история с девушкой и проклятием — это очередная красивая легенда, которыми так богат этот край. Ученые не могут точно объяснить происхождение обычая таких похорон, но у них есть вполне реалистичный вариант. Археологи считают, что в давние времена в этих местах частым гостем были эпидемии, последняя из которых, холерная, стерла с лица земли поселение, которому принадлежал необычный погост.
Несколько веков назад помочь жертвам чумы или холеры было некому и люди, почувствовав первые симптомы смертельного недуга, уходили из дома в «Город мертвых», чтобы не подвергать риску своих близких. Они брали с собой немного еды и запасы воды, после чего занимали место в семейном склепе рядом с умершими предками. Некоторых смерть застала у самого входа в склеп или даже по пути к последнему пристанищу.
Только так можно объяснить, почему в 97 домиках находятся останки более чем 10 тысяч человек, далеко не все из которых должным образом подготовлены к путешествию в загробный мир, согласно традициям. Но это лишь одна из версий — «Город мертвых» в Даргавском ущелье хранит еще немало тайн, которые только предстоит разгадать.
Смотрите также —
Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на наш
Комментарии (0)