В 1950-х годах напряженность между двумя сверхдержавами была довольно высокой. И США нередко обращались к военной технике, из всего разнообразия которой чаще всего бороздили советское небо самолеты Lockheed U-2. Вот только неуловимость своего воздушного разведчика они переоценили.
Самолет Lockheed U-2 справедливо можно именовать «призраком», потому что таким он, собственно, и создавался – как можно более незаметным и неуловимым. Помимо этого, особенности конструкции и технические характеристики говорят о том, что он специально создавался для разведки с воздуха.
Схема самолета-разведчика
Lockheed U-2 представляет собой планер с широким размахом крыла и максимально сниженной массой. «Мотором» самолета был высотный турбореактивный двигатель. Также для увеличения высоты полета лайнера были приспособлены кабина пилота и скафандр.
Кабина летчика
Как самолет-разведчик, Lockheed U-2 был оснащен специальной аппаратурой, которая совершала разведывательную аэрофотосъемку, а также радиоразведку систем радиолокации. Для того, чтобы нагрузка от нахождения на борту дополнительной аппаратуры не влияла на высоту полета, ее объем и масса были ограничены.
Аэрофотоапппратура U-2
Поэтому, когда американским спецслужбам требовалась информация о местоположении секретных объектов оборонной промышленности СССР, в небо взмывали именно эти монопланы-призраки. И, как оказалось, добираться эти малозаметные самолеты были способны и до «глубинных» советских территорий.
Впервые Lockheed U-2 отправился на разведку в воздушное пространство СССР 4 июля 1956 года. Известен также его курс: взлетел самолет с территории ФРГ, далее пересек небо над Москвой, Ленинградом и акваторией Балтийского моря. Согласно отчету, во время полета Lockheed U-2 «прошел над двумя наиболее серьезно обороняемыми районами в мире». Тогда же были наглядно продемонстрированы возможности профессиональной американской фотоаппаратуры: на снимках, сделанных во время полета, можно различить даже номера на хвостах самолетов.
Проведением этих разведывательных мероприятий занималось секретное подразделение «10-10», согласно их данным, только в июле 1956 года было осуществлено пять полетов в воздушном пространстве над территорией СССР, во время которых были зафиксированы места дислокации систем ПВО, аэродромов, где находились истребители-перехватчики, а также зенитно-артиллеристских комплексов и радиолокационных станций.
Следует упомянуть, что американцы ошиблись, полагая, что их самолет абсолютно неуловим. В Советском Союзе едва ли не с первого шпионского полета знали об этих «проделках» западной сверхдержавы. Проблема состояла в том, что Lockheed U-2 летал буквально на пределе той высоты, которую в принципе могла достичь военная авиация того времени. Советские истребители тогда могли подниматься максимум на 17 800 метров. И попытка достижения высоты в двадцать километров для тех же МиГ-19 сопровождалась огромным риском. Однако, несмотря на опасность, попытки перехватов американских самолетов-призраков предпринимались неоднократно.
К примеру, когда однажды советские системы ПВО в очередной раз «уловили» нарушителя их пространства, в воздух были подняты из Прибалтики три перехватчика, пилотируемые профессиональными летчиками. Однако итоги этой операции оказались неутешительными – настигнуть американский самолет-невидимку так и не удалось, а трем советским лайнерам пришлось несладко: два из них сумели долететь до различных аэродромов. Третий перехватчик, управляемый капитаном Капустиным совершил жесткую посадку буквально в полукилометре от взлетной полосы, а летчик получил серьезную травму позвоночника.
Руководство ЦК КППС и лично Никита Хрущев были разгневаны такой безнаказанностью спецслужб США. Генсек даже сделал официальное заявление: летчик, которому удастся сбить американский самолет-призрак, сразу же будут представлен к награждению званием Героя Советского Союза. Однако в течение двух с половиной лет неоднократные попытки перехватить иностранных нарушителей оставались безрезультатными.
В какой-то момент, видимо, командование Войск ПВО СССР и само стало сомневаться, что им удастся нагнать самолет-невидимку. Так, в феврале 1959 года, когда советские радиолокационные системы вновь обнаружила Lockheed U-2 в своем воздушном пространстве, на перехват отправился МиГ-19 с опытным пилотом на борту, он был командиром эскадрильи. Для того, чтобы достигнуть критичную высоту в 20 тысяч метров, летчику необходимо было выполнить рискованный маневр – динамическую горку. Пилот пошел на этот шаг и сумел заметить американский лайнер-разведчик.
Однако эта «встреча» продлилась лишь несколько секунд, после чего советский перехватчик стал терять высоту. Тогда же и наземные локаторы упустили из виду нарушителя. Когда же после приземления летчик описал и даже зарисовал его, то Главный штаб Войск ПВО направил в полк комиссию. Вот только ее итоги оказались весьма неожиданными: летчика обвинили в том, что он все придумал из желания получить награду.
При всех своих удачах Lockheed U-2 над территорией СССР, были в их истории и неудачные полеты. Так, один из самолетов, который летал над Прибалтикой, едва не рухнул из-за отказавшего двигателя, который потом так же внезапно запустился. Так как инцидент произошел на максимальной высоте полета, средства ПВО не могли достать нарушителя, поэтому трагедии удалось избежать.
ЗРК С-75 тогда стояла на вооружении Войск ПВО СССР
А вот похожая история, произошедшая над территорией КНР, имела печальный конец. Тогда у самолета так же отказал двигатель, и китайские перехватчики смогли вплотную приблизиться к Lockheed U-2. Чтобы воспрепятствовать рассекречиванию уникальной машины, пилот пожертвовал собой, взорвав самолет.
Интересный факт: по странному совпадению, погибший летчик ВВС США по национальности китайцем.
Полоса неудач советских перехватчиков закончилась 1 мая 1961 года, когда американский самолет-призрак в очередной раз вторгся на территорию Советского Союза с юга. Пилотом этого лайнера был американский летчик Френсис Гэри Пауэрс. Уже в шесть часов утра нарушителя засекли, и системы ПВО привели в боевую готовность. А так как в столице вот-вот должен был парад, посвященный Первомаю, приказ командующего войск был лаконичен: «Нарушителя атаковать, при необходимости – таранить».
Американский лётчик Френсис Пауэрс
В воздух по боевой тревоге подняли два самолета МиГ-29 и Су-9, пилотировали их соответственно капитан Борис Айвазян и старший лейтенант Сергей Сафронов, а также капитан Игорь Ментюков. Последний, на самом деле, попросту перегонял безоружный Су-9 из завода в воинскую часть. Но и его решили поднять по тревоге. И именно перед ним поставили смертельную задачу – протаранить цель.
Лётчик Борис Айвазян
Сам Игорь Ментюков впоследствии вспоминал, что от верной гибели его отвели, когда до вражеского самолета оставалось чуть больше десяти километров. Причина вывода из зоны Су-9 была в том, что ее стали обстреливать ракетами С-75. Одна из них практически достигла цели – взорвалась прямо позади Lockheed U-2, при этом кабина не пострадала. Машина стала резко терять высоту, однако пилот не взорвал самолет, а катапультировался.
Самолёт Су-9
Но, увы, на этом история перехвата не закончилась. Более получаса после того, как американский самолет сбили, на КП армии ПВО об этом не знали и продолжали обстреливать зону, где был зафиксирован нарушитель. Одновременно с этим, перехватчики Айвазян и Сафронов продолжали выполнять задачу. Первый, после очередного виража увидел странное облако и резко ушел в пике. Этим маневром летчик смог спасти свою жизнь, и оторваться от ракеты С-75. К сожалению, самолет Сергея Сафронова средства ПВО родного государства все же настигли, и летчик погиб.
Старший лейтенант Сергей Сафронов
Американец Френсис Пауэрс оказался в руках правоохранительных органов СССР и был осужден, затем его вернули на родину. Через несколько лет летчик погиб во время полета, отводя неисправную машину от бейсбольного поля, и упал за чертой города. Этим он спас десятки жизней горожан. А американские спецслужбы после перехвата Пауэрса перестали использовать Lockheed U-2 для разведки, отдав приоритет спутниковым системам.
Комментарии (0)