Канал имени Сталина вошёл в историю не только благодаря пропагандистской акции по «перековке» заключённых во время строительства. Беломорско-Балтийский водный путь имел важное хозяйственное и стратегическое значение для всего Севера России. Это понимал и финский маршал Густав Маннергейм, который в 1941 году направил свои войска для захвата канала.
Оборона ББК
Уже на второй день Великой Отечественной войны руководство Беломорканала издало приказ «О введении угрожаемого положения». Но навигация не прекращалась даже под бомбардировками. За полгода враг обрушил на центральные шлюзы 7 массированных воздушных ударов. Линия фронта неумолимо приближалась к каналу.
5 декабря 1941 года финская «Карельская армия» вошла в Медвежьегорск. Отсюда было рукой подать до «Повенецкой лестницы» — так назывался каскад из 7 шлюзов на участке от северной «клешни» Онежского озера до Волозера. 7 декабря по решению командования Карельского фронта советские сапёры взорвали эти шлюзы, дамбы и плотины. Таким образом воду из водораздельных бьефов южного склона сбросили к Онежскому озеру. В результате был затоплен прибрежный посёлок Повенец. К счастью, советского населения в нём не осталось, персонал ББК ещё в августе эвакуировали в Беломорск. Зато в водах канала утонул авангард вражеской армии, автомобили, танки и артиллерия, остановившиеся в Повенце. Как вспоминал финский ветеран Эркки Саволайнен, утром 8 декабря, когда прозвучал сигнал тревоги о том, что вода прибывает, как раз ударил сильный мороз. В результате наводнения в отряде Саволайнена из семи человек пятеро погибли. Самому Эркки удалось, шагая вброд по ледяной воде, добраться до суши.
«Наша одежда обледенела и никак не снималась. Её нужно было резать ножом», — рассказывал участник событий с финской стороны.
Ожесточённые бои у Беломорско-Балтийского канала продолжались вплоть до 11 декабря. Прорвавшимся финским войскам даже удалось ненадолго занять деревню Габсельга на восточном берегу, за что лишился своей должности командующий Медвежьегорской группировки войск, генерал-майор Михаил Князев. Но в конце концов линия фронта стабилизировалась по берегам разлившегося канала, фарватер которого стал нейтральной полосой.
В январе 1942 года Красная Армия даже предприняла попытку контрнаступления. Хотя в итоге русские солдаты вернулись на исходные позиции, эта операция показала финнам, что их стратегическое преимущество исчерпано. В 1942-43 годах никто из противников не предпринимал попыток форсировать канал. Финны соорудили на западном берегу долговременные оборонительные полосы с железобетонными дотами, траншеями, колючей проволокой и минными полями. Укрепили оборону и русские.
Между тем, северный склон Беломорканала действовал до конца войны. По нему шло в южном направлении выгруженное по ленд-лизу в Мурманске оружие и продовольствие.
Освобождение канала
К лету 1944 года ситуация на фронтах изменилась. После снятия блокады Ленинграда Красная Армия получила «свободу рук» на Карельском перешейке и в районе Ладожского и Онежского озёр. Свирско-Петрозаводская операция в Карелии началась 21 июня 1944 года. Однако 32-я армия, которой командовал генерал-лейтенант Филипп Гореленко, провела разведку боем уже на сутки раньше.
«Стало известно, что финские части – 1-я пехотная дивизия и 21-я бригада – перегруппировываются и готовятся к отходу. Советские войска получили приказ преследовать противника. В ночь на 21 июня передовые части 313-й стрелковой дивизии форсировали Беломорско-Балтийский канал и внезапным ударом выбили противника с первой линии обороны. Затем через канал переправились основные силы дивизии», — описывает ход операции историк Владимир Бешанов.
Стоит отметить, что финских войск у канала было в 2 раза меньше, чем в 1943 году, так как значительную их часть Маннергейм перебросил на Карельский перешеек. Сразу после освобождения началось восстановление разрушенной части канала. Общая сумма нанесенного ББК ущерба составила 92 млн рублей. Полностью канал ввели в эксплуатацию в 1947 году. Заново пришлось отстраивать и посёлок Повенец.
Тимур Сагдиев
Комментарии (0)