«И восстали машины из пепла ядерного огня…»: за что мы любим «Терминатора»
17:06 31 января 2022
Размышляем о том, почему второй фильм серии глубже первого и в чем состоит актерская реабилитация Шварценеггера в «Судном дне».
Терминатор 2: Судный день (1991), реж. Джеймс Кэмерон Кадр из фильма
Спорить с тем, что у двух
классических «Терминаторов» Джеймса Кэмерона немало общего, дело неблагодарное.
Их роднит хотя бы то, что режиссер эксплуатирует в лице Арнольда Шварценеггера
красоту мужского тела, возведенную в абсолют. В этом смысле обе картины –
типичные голливудские фильмы 1980-1990-х гг., отражающие облик американского
киномейстрима конца прошлого века, где мужчины – главные акторы, женщины по
преимуществу выполняют служебные функции (при всем уважении к Саре Коннор), а
воспеваемый культ маскулинности и зрелищно оформленное насилие – основа
коммерческого успеха любого боевика. Однако, если приглядеться к кэмероновской
дилогии повнимательнее, окажется, что все несколько сложнее.
Терминатор (1984), реж. Джеймс Кэмерон Кадр из фильма
Негласное правило жанровых киносиквелов
гласит: продолжение может повторять многие сюжетные приемы и повороты
оригинала, но должно делать это не точь-в-точь, а с заметным изменением
деталей, и кроме того – обязано продолжать и развивать темы исходной истории на
новом материале, в новых условиях. (Вспомните в связи с этим наш недавний
новогодний разбор коламбусовской серии «Один дома».) Второй «Терминатор» при
таком рассмотрении – безупречный сиквел.
Командировки конкурентов с противоположными
целями из апокалипсического будущего в довоенное прошлое, жизни Конноров как главный
объект борьбы антагонистических сил, охота и преследование как основа монтажа
аттракционов, ритмическое чередование
экшн-эпизодов и лирических сцен как базовый принцип построения сюжета – эти и многие иные сценарно-режиссерские решения встречаются
в обеих частях дилогии, однако соотносятся друг с другом не как оригинал и
повтор-близнец, а как оригинал и вариация на тему, благодаря чему «Терминатор»
(1984) и «Терминатор 2: Судный день» (1991) выглядят как два полноценных
самостоятельных произведения, пусть и объединенных общей вселенной и одной историей.
В подтверждение этого тезиса обратите внимание на то, сколь непохожа Сара экранного 1995-го (женщина-воин, женщина-мать) на
саму себя (беспечную девушку-официантку) 11-летней давности.
Терминатор 2: Судный день (1991), реж. Джеймс Кэмерон Кадр из фильма
Дальше больше. Если посыл первого фильма был во
многом антитехнологическим, «антимашинным», а сама картина снималась в тревожные
годы «холодной войны» (неслучайно некоторые американские критики разглядели в
«Скайнет» советскую военную угрозу), то идея второго фильма, созданного во
время Перестройки и недолгого сближения горбачевского СССР с западным миром, –
при сохранении единого для обеих частей дилогии алармистского настроения – значительно
глубже. Если в картине 1984-го года с киборгом борется человек, то в
продолжении киборгу противостоит киборг, и зритель вдруг осознает, что машина
может быть не только идеальным убийцей, не знающим сострадания, но и идеальным
защитником, охраняющим жизнь. Иначе говоря, научно-технический прогресс и рожденный
им искусственный интеллект могут одинаково беззаветно служить как злу, так и
добру, но цена такой «вилки» в исторической перспективе непостижимо высока, как
и ответственность ученых – зачастую не ведающих, что они творят – за судьбу
человечества.
Терминатор 2: Судный день (1991), реж. Джеймс Кэмерон Кадр из фильма
С этим прямо связана еще одна мысль
сиквела, отсутствовавшая в первой картине, – очеловечивание машины. Главное,
что сделал Кэмерон в «Судном дне», – заставил зрителя полюбить Терминатора как живое
существо, о чем не могло быть и речи в первой части. Финал фильма 1991-го года
до сих пор трудно смотреть без слез, которые возникают вовсе не на ровном
месте. Достаточно вспомнить, как Джон Коннор, не имея нормальной коммуникации с
травмированной матерью, по ходу сюжета учит модель 101 человеческим ценностям и
человеческому общению, постепенно обретая отца-защитника, который никогда не
обидит и не предаст, и верного друга, который всегда выслушает и сохранит любую
тайну. Более того, в какой-то момент Джон намеренно усложняет задачу Терминатору,
когда велит последнему во что бы то ни стало не убивать людей, и тот строго
следует приказу вплоть до финальных титров. Таким образом, становится ясен
смысл амбициозной актерской рокировки, предпринятой Кэмероном: в «Судном дне» он
задним числом реабилитирует Шварценеггера в глазах аудитории, и, похоже, у него
получается. В массовом сознании Арни, пожалуй, навсегда останется не «плохим»
киборгом из первого «Терминатора», а «хорошим» – из второго.
Терминатор (1984), реж. Джеймс Кэмерон Кадр из фильма
Сценарии этих фильмов не принято
признавать выдающимися, хотя то, как органично авторы вплели в упаковку
научно-фантастического боевика библейские сюжеты о Спасителе, Деве Марии и Армагеддоне,
заслуживает всяческих похвал. Кэмерону стоит отдать должное по крайней мере еще
в одном. Его Терминаторы – идеальные герои с точки зрения классической
кинодраматургии. Судите сами: они неумолимо идут к четко обозначенной и
понятной зрителю цели, несмотря ни на что. Можно временно их остановить, усложнить
им задачу, но, придя в себя и перестроившись, они продолжат маниакальное
стремление к цели до тех пор, пока не достигнут ее или не будут уничтожены. На
таких героев издавна молится голливудский мейнстрим, и здесь они доведены до
предела, недоступного обычным людям. Тем самым людям, которые в решающий момент
способны дрогнуть и не нажать на курок. (Сара Коннор не в силах убить Майлза
Дайсона так же, как Флера не может выстрелить в детский портрет Гитлера в
финале антивоенного шедевра Элема Климова «Иди и смотри» (1985)).
Терминатор 2: Судный день (1991), реж. Джеймс Кэмерон Кадр из фильма
Время от времени цитируя в сюжете
знаковые картины прошлого (штурм полицейского отделения – прямая отсылка к
«Нападению на 13-й участок» (1976) Джона Карпентера), «Терминатор» в
последующие годы и сам стал объектом интертекстуального осмысления. Сравните сцены
самолечения двух безжалостных убийц – киборга из первого фильма серии и Антона
Чигура из триллера братьев Коэн «Старикам тут не место» (2007) – или женские
образы Сары Коннор и Беатрикс Кидо из дилогии Квентина Тарантино «Убить Билла»
(2003-2004). Про культовые фразы Шварценеггера а-ля «I`ll be back» и «Hasta la vista, baby», ушедшие в народ, и говорить не
стоит.
Не меньше, чем сценарных, в обоих
«Терминаторах» собственно режиссерских удач, напрямую связанных с киноязыком. Вспомните
элегантную склейку, с помощью которой Кэмерон незаметно перемещает нас из
1984-го в 2029-й, проворачивая этот фокус внутри сновидения задремавшего персонажа.
Вспомните, как виртуозно режиссер растягивает время и нагнетает саспенс в сцене
в баре, где Сара впервые сталкивается с героем Шварценеггера, а у зрителя от
напряжения замирает дыхание. Вспомните, как дозированно автор использует
кадры-метафоры, красноречиво говорящие сами за себя.
Терминатор 2: Судный день (1991), реж. Джеймс Кэмерон Кадр из фильма
Первому «Терминатору» скоро 40
лет, второму – уже больше 30. К счастью, исходное сценарное допущение Джеймса Кэмерона
не сбылось: в 1997-м году ядерной войны на Земле не случилось. Будем надеяться,
что и в не таком уж далеком 2029-м мрачные апокалипсические пророчества двух оригинальных
«Терминаторов» относительно безрадостных перспектив человечества и всей нашей многострадальной
планеты не обретут никакой новой актуальности помимо той, что заключена в
безопасные границы вымышленного игрового кино, ставшего неоспоримой классикой
научной фантастики.
Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.
Комментарии (0)