Мы призываем людей замечать не только плохое, а почаще открывать своё сердце для добра.

Хосе де Рибера: художник-маньяк, оправданный спустя 400 лет

Найти тонкую грань между гениальностью и безумием очень непросто. Особенно сложно разобраться в мировосприятии и чувствах человека, который творил четыре столетия назад. Над секретом Хосе де Риберы (Jose de Ribera), испанского живописца эпохи Барокко, искусствоведы и психологи бьются до сих пор, то оправдывая Мастера, то находя новые доказательства его одержимости.

Ни для кого не новость, что творцы эпохи Средневековья знали толк в изображении пыток, казней и мучений. Что поделать — жителю Европы в те времена истязания и смерть были особо близки, так как окружали их повсюду. Эпидемии чумы, черной оспы и холеры, войны, а также регулярные показательные казни на площадях и городских стенах сделали присутствие за спиной старухи с косой вполне обыденным. Не отставали и церковники — сложно вспомнить хотя бы одного почитаемого в христианстве святого, который бы умер без затей, в своей постели.

Изображения мук и изощренных способов ухода из жизни присутствуют в творчестве практически всех мастеров эпох Ренесанса и Барокко, но и среди них есть те, которые особо отличились. Ни один живописец в истории европейского искусства не был настолько искушен в изображении пыток и смертей, как Хосе де Рибера (1591−1652).

«Прометей» около 1630 года

Рибера родился в испанской Валенсии, там же начал карьеру живописца, а к 20 годам перебрался в Италию. В Риме молодой талант получил фундаментальные знания в классической живописи, а также обзавелся серьезными долгами. Это заставило его в 1619 году покинуть Вечный город. В Неаполе, где обосновался художник, его творчество особо пришлось по душе духовенству, которое засыпало юного Хосе заказами и обласкало достойными гонорарами. Священнослужители сразу заметили, что лучше всего у юноши с круглым добродушным лицом получались полотна, на которых изображены страсти и убийства.

Мученичество св. Филиппа. 1639

Это было так — смерть получалась у художника очень реалистичной, а орудия пыток и раны он прорисовывал с большим знанием дела. Лучше всего суть творчества Хосе де Риберы сформулировал французский поэт и критик XIX столетия Теофиль Готье:

«Живописная школа безжалостного убийства, словно придуманная одним из помощников палача ради развлечения каннибалов».

Суеверные и подозрительные обыватели не слишком жаловали Риберу — художника всю жизнь преследовала дурная слава — он слыл душегубом и людоедом. Не сохранилось ни одного достоверного упоминания о преступных наклонностях или психических отклонениях художника, но его работы говорят сами за себя. Большинство людей, впервые столкнувшись с картинами Хосе, заявляли, что так достоверно изобразить страдания может лишь человек, привыкший их причинять.

Отличной иллюстрацией темного гения Риберы могут служить две его работы, посвященные мученичеству Святого Варфоломея, одного из 12 апостолов. Особо почитаемый армянской церковью святой принял смерть в Малой Азии, где проповедовал учение Иисуса. Согласно каноническому описанию, с Варфоломея живьем сняли кожу, а затем обезглавили.

Впервые Рибера обратился к этому сюжету в юности. На одном из его ранних полотен запечатлен момент перед казнью — обнаженное тело святого, его смиренный лик и торжествующий палач, осматривающий жертву. Картина вызывает сильные эмоции, но не повергает зрителя в ужас.

Совсем иначе воспринимается другая работа художника, посвященная тому же мученику. На ней торжествующий палач приступил к своей страшной работе и со смехом сдирает кожу с руки Варфоломея. Полотно вызывает жуткое ощущение, и основным его акцентом является не отреченное лицо апостола, а плотоядная усмешка его истязателя.

Вообще, тема снятия кожи с живого человека, была особо любима Риберой. Еще одно полотно на эту тему изображает сцену из античной мифологии — на нем Аполлон сдирает кожу с сатира Марсия, осмелившегося вызвать бога на музыкальное состязание. Каждая деталь сцены прописана с ужасающей точностью, и зрителю кажется, что он слышит крик умирающего в муках Марсия.

Значительный вклад в демонизацию Риберы внесли его менее одаренные конкуренты. Говорили, что он запугивал других художников, чтобы самому получить желанный заказ, а один раз его даже обвинили в убийстве. Один из соперников испанского живописца, Доменикино из Болоньи, умер в самом расцвете сил при очень странных обстоятельствах, что сразу же дало пищу слухам о вероломном отравлении конкурента.

Святой Себастьян и святые женщины

Очередная попытка разобраться в неоднозначном творчестве Хосе де Риберы была предпринята недавно организаторами выставки шедевров художника в лондонской галерее Далича. Экспозиция представила наиболее жуткие творения Риберы и имела соответствующее название: «Рибера: искусство жестокости». Свое мнение о работах барочного художника высказали ведущие европейские эксперты средневековой живописи, которые пришли к общему вердикту — «Невиновен».

Итог прений вокруг работ Хосе де Риберы отражает мнение одного из кураторов выставки, Эдварда Пейна:

«Рибере совсем не нужно было быть садистом, чтобы отражать насилие и жестокость. Картины или графические рисунки художника совершенно не обязательно отражают его внутренний мир».

Чтобы убедить посетителей в том, что Хосе де Рибера не маньяк, а просто гениальный художник своего времени, на выставке в Лондоне также были представлены документы XVI-XVII столетий, описывающие правосудие той эпохи. Эти артефакты демонстрируют, насколько обыденным было во времена Риберы равнодушие к чужим страданиям, и подводят гостей экспозиции к тому, что испанский живописец виновен лишь в том, что в высокой степени освоил мастерство передачи эмоций и анатомических деталей.

Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на наш Twitter, страницу в Facebook или канал в Telegram.

Источник

 


Источник: Хосе де Рибера: художник-маньяк, оправданный спустя 400 лет
Автор:
Теги: барокко живописец история Культура Пытки Туризм Год маньяк Оправдать художник facebook

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Маньяк, который охотится за девушками в красном. Помните эту страшилку?
Маньяк, который охотится за девушками в красном. Помните эту страшилку?
1
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 09:00 09 дек 2023
Одри Хепбёрн и Юбер де Живанши: Сильнее страсти, больше, чем любовь
Одри Хепбёрн и Юбер де Живанши: Сильнее страсти, больше, чем любовь
3
Человек познаёт мир 13:30 23 ноя 2023
Загадочная история картины, о которой узнали только через 300 после ее создания: «Гадалка» де Латура
Загадочная история картины, о которой узнали только через 300 после ее создания: «Гадалка» де Латура
0
Человек познаёт мир 09:30 20 апр 2024
Телефонный маньяк: Пьеро Перкоко
Телефонный маньяк: Пьеро Перкоко
0
Интересный мир 01:55 13 июл 2016
Симона де Бовуар
Симона де Бовуар
0
Цитаты великих людей 17:00 18 янв 2016
Какой-то вы, маньяк, несексуальный…
Какой-то вы, маньяк, несексуальный…
1
Живи правильно 17:00 04 окт 2016
Художник создает портреты на винтажной бумаге, используя только кофе
Художник создает портреты на винтажной бумаге, используя только кофе
1
Человек познаёт мир 04:30 23 сен 2023
Какие тайные знаки зашифровал художник-математик Альбрехт Дюрер в своих 5 знаменитых гравюрах
Какие тайные знаки зашифровал художник-математик Альбрехт Дюрер в своих 5 знаменитых гравюрах
6
Человек познаёт мир 18:30 14 май 2023
Почему Киану Ривз отказался сниматься в фильме с Аль Пачино и Робертом Де Ниро
Почему Киану Ривз отказался сниматься в фильме с Аль Пачино и Робертом Де Ниро
3
Человек познаёт мир 17:30 01 сен 2023
Художник рисует мультяшные версии людей
Художник рисует мультяшные версии людей
2
Интересный мир 23:41 04 сен 2016
Олимпийские игры в Рио-де-Жанейро: полгода спустя
Олимпийские игры в Рио-де-Жанейро: полгода спустя
0
Интересный мир 04:10 16 фев 2017
«Шулер с бубновым тузом»: Как художник XVII века проставлял увлечение вином, женщинами и играми
«Шулер с бубновым тузом»: Как художник XVII века проставлял увлечение вином, женщинами и играми
0
Человек познаёт мир 12:30 23 июн 2023

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства