Хитяева тонула 13 раз, а Герасимов учил казачек манерам: как снимали «Тихий Дон»
20:15 20 января 2022
В этом году легендарной киноэпопее исполняется 65 лет.
«Тихий Дон», 1957 Кадр из фильма
Советский трехсерийный фильм Сергея Герасимова «Тихий Дон» является экранизацией одноименного монументального романа Михаила Шолохова, четыре тома которого были опубликованы с 1928 по 1940 год. К слову, в 1965 году эпохальный труд классика отечественной литературы был отмечен Нобелевской премией.
Кинотрилогия Герасимова, увидевшая свет а 1957 году, стала его самым любимым и популярным у зрителей воплощением на экране.
«Тихий Дон», 1957 Кадр из фильма
В центре сюжета киноэпопеи «Тихий Дон» – жизнь донского казака Григория Мелехова (Петр Глебов), непростая судьба которого оказалась связана с Первой мировой войной, Октябрьской революцией и Гражданской войной. Повествование не лишено и яркой любовной линии: Григорий горячо любит несвободную женщину, соседскую жену Аксинью (Элина Быстрицкая). Чувства героя взаимны: Григорий и Аксинья бросаются с головой в омут запретной любви, которая не остывает даже после его женитьбы по настоянию отца на дочери богатого казака Наталье Коршуновой (Зинаида Кириенко).
Григорий не находит счастья с нелюбимой женой, уходит из родного дома и забирает с собой Аксинью. Но попытка начать новую жизнь заканчивается плачевно: страна вступает в Первую мировую, и Григорий уходит воевать…
Идея экранизировать «Тихий Дон» родилась у Сергея Аполлинариевича Герасимова еще в 1939 году, но в тот период отношения между Шолоховым и Сталиным были слишком сложными. Режиссер вернулся к этой задумке лишь в 1955 году, после смерти вождя, когда страна начала освобождаться от наследия тоталитарного режима и снимать «Тихий Дон» больше не было опасно.
«Тихий Дон», 1957 Кадр из фильма
Кастинг проводился скрупулезно – актеров тщательно выбирали не только на главные роли, но и на второстепенные. В итоге финальный актерский состав был просто блестящим: в киноэпопее снялись такие талантливые советские актеры, как Элина Быстрицкая, Петр Глебов, Людмила Хитяева, Зинаида Кириенко, Борис Новиков, Михаил Глузский, Игорь Дмитриев и другие.
Особенно долго искали идеального кандидата на роль Григория. И как-то раз режиссер обратил внимание на одного из актеров, пришедших сниматься в массовке – Петра Глебова. Герасимова привлек его выразительный, сильный взгляд. Когда же Глебов заговорил, его голос решил дело. Так никому на тот момент не известный актер Театра им. Станиславского получил главную роль.
Образ Мелехова оказался близок Глебову. Его детство прошло в деревне, он отлично был знаком с сельской жизнью, умел ездить верхом, косить, пахать, удить рыбу. Актер считал день, когда его утвердили на роль Григория, днем своего рождения.
«Тихий Дон», 1957 Кадр из фильма
На роль Аксиньи пробовались ученица Сергея Герасимова Нонна Мордюкова – настоящая донская казачка. Но Элину Быстрицкую выбрал сам Шолохов: просматривая кадры с пробами разных актрис, он, увидев Быстрицкую, воскликнул: «Так вот же Аксинья!». В итоге Нонна Мордюкова обиделась и на конкурентку, и на режиссера.
Быстрицкой перед съемками пришлось сильно поправиться – на целых 15 килограмм, что далось ей с трудом. Кроме того, она преодолела страх перед лошадьми и научилась держаться в седле. Но этого было недостаточно: изящные, нежные руки актрисы совсем не походили на привыкшие к тяжелому крестьянскому труду руки Аксиньи. Так что перед съемками сцен с ее участием актриса вручную стирала белье и ходила с коромыслом и ведрами на Дон за водой.
«Тихий Дон», 1957 Кадр из фильма
Съемки «Тихого Дона» начались в августе 1956 года. Сначала отсняли интерьерные эпизоды – декорации для них были сооружены в павильонах Киностудии имени Горького.
В начале октября съемочная группа переместилась в окрестности города Каменска-Шахтинского – на хуторе Диченск. Снимать картину в этих местах Герасимову посоветовал Шолохов.
В Каменске-Шахтинском возвели декорации вокзала и привокзальной площади Новочеркасска, станций Нарва и Разгон. Декорации хутора Татарского возвели на территории хутора Диченск – построили дома Мелеховых, Коршуновых, Астаховых, Кошевых, соорудили хуторскую церковь. В трех километрах от Диченска оборудовали усадьбу Листницких.
В массовых сценах часто играли местные казаки, а актеры почти все свое свободное время проводили среди станичников – общались с ними, перенимали манеру говорить и жестикулировать.
«Тихий Дон», 1957 Кадр из фильма
Герасимов был так дотошен и настолько погрузился в рабочий процесс, что однажды даже принялся учить местных казачек манерам – в хуторском магазине он окинул взглядом местных продавщиц и преподал им урок актерского мастерства: «Разве казачкам так подобает стоять?» И стал показывать, как надо.
Стремясь к максимальной достоверности, он настаивал на работе актеров без всяких дублеров. Так, героиня Людмилы Хитяевой, Дарья, по сюжету должна была топиться в Дону. Но артистка панически боялась воды – она выросла на берегу Волги и в юности трижды тонула. Режиссер на этот аргумент и бровью не повел: «Люся, не переживай, утопим как следует!»
«Перед съемками я не спала всю ночь, – вспоминала актриса. Словно предчувствовала весь этот ужас, ведь Герасимов, помешанный на точности, «топил» меня тринадцать раз, пока не добился нужного эффекта».
«Тихий Дон», 1957 Кадр из фильма
В сентябре 1957 года начался монтаж фильма. Сергей Герасимов задумал приурочить выход первых двух серий к сорокалетию Октябрьской революции. Так и получилось – премьера первой серии состоялась 26 октября 1957 года. Вторая вышла на экраны 1 ноября 1957 года, а третья – 30 апреля 1958 года.
В кинопрокате 1958 года фильм собрал 47 миллионов зрителей и занял первое место.
Сегодня кинотрилогия «Тихий Дон» Сергея Герасимова заслуженно считается одним из шедевров отечественного кинематографа. Ее художественная ценность для мировой культуры и глубокий драматизм неоспоримы – не зря уже несколько поколений зрителей питают к этой великолепной экранизации неослабевающую любовь.
Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.
Комментарии (0)