«Не стоит строить из себя мачо. Да, я играл в регби, боксом занимался, прекрасно знаю, что значит...
Хавьер Бардем с женой Пенелопой Крус на Каннском кинофестивале. 2018 г. Shutterstock/Fotodom«Не стоит строить из себя мачо. Да, я играл в регби, боксом занимался, прекрасно знаю, что значит мужская компания и как это — быть на одной волне с мужиками. Но в моем представлении настоящий мужчина не тот, кто агрессивнее и грубее. Настоящий мужчина — добрый, умный, нежный, щедрый, заботливый и чувствительный», — считает актер.
Похоже, в этом году получение наград станет семейным делом для Хавьера Бардема и его жены Пенелопы Крус. Они оба отмечены уже самыми разными номинациями (она — за роль в картине Педро Альмодовара «Параллельные матери», а Бардем — за фильм «В роли Рикардо»). Мало кто сомневается, что блистательные супруги непременно оба будут номинированы и на главный приз года — «Оскар». Притом что и Пенелопа, и Хавьер уже являются счастливыми обладателями самой престижной статуэтки в мире кино. Но если в этом году каждый из них получит еще по одной, звездная пара станет пятой «оскароносной» супружеской парой в истории Голливуда. К сожалению, многие эти пары в свое время расстались — разводам никакой «Оскар» не помеха. Но вряд ли подобная участь грозит Пенелопе и Хавьеру, тщательно оберегающим свою личную жизнь и детей (11-летнего сына Леонардо и 8-летнюю дочку Луну) от досужего интереса прессы и публики.
Их 11-летний брак выглядит по-прежнему несокрушимым, как скала, в бушующем море шоу-бизнеса. Возможно, еще и потому, что Хавьер и Пенелопа крайне мудро обращаются со своими актерскими карьерами, во главу угла ставят семью и не соревнуются за звание первой скрипки в ней.
Совсем не таким прочным оказался любовный союз кумиров Америки 1950-х годов — Люсиль Болл и Дези Арназа, двух телезвезд, чье комедийное шоу «Я люблю Люси» (где они также играли мужа и жену) в течение шести лет собирало еженедельно 60 миллионов зрителей у экранов телевизоров. В фильме «В роли Рикардо» 52-летний Бардем с присущим ему мастерством как раз и воплотил образ кубинского музыканта, успешного продюсера, актера, умного бизнесмена, сумевшего сделать отличную карьеру в Америке и жениться на американской звезде. Ее сыграла Николь Кидман, продемонстрировавшая в роли Люсиль Болл незаурядный талант комической актрисы.
— Хавьер, вам не впервой играть в голливудских картинах реальных персонажей. В фильме «В роли Рикардо» ваш герой хоть и родом с Кубы, но кумир всей Америки...
— Честно говоря, я не понимал до конца всю степень славы Дези Арназа. В основном знал его как музыканта. А когда понял, насколько культовой фигурой он являлся, испугался. Мы с Николь Кидман оба испугались. Даже хотели отказаться. Уполномочили своих агентов вывести нас из проекта. Потом нас все-таки уговорили, но мы уже лично с Николь умоляли сценариста и режиссера Аарона Соркина отложить съемки на год. Он пообещал провентилировать этот вопрос. Но студия не захотела откладывать — слишком соблазнительно было показать зрителям фильм о телевизионных кумирах и создании супершоу во время пандемии. А значит, его надо было, наоборот, снимать как можно быстрее. И буквально через день Соркин сообщил нам, что съемки начнутся через неделю. Ух!
«Когда я понял, насколько культовой фигурой являлся музыкант Дези Арназ, испугался. Мы с Николь Кидман оба испугались. Уполномочили своих агентов вывести нас из этого проекта» В фильме «В роли Рикардо». 2021 г. 123RF/legion-media.ru— Как только стало известно, что американскую актрису сыграет австралийка, а шоумена родом с Кубы — испанец, появилась масса негативных комментариев от фанатов...
— Это меня жутко бесит. Вот такой подход: если у него акцент, значит, он не может играть такого-то. Или если он или она другой национальности. Я актер, это моя работа — играть людей, которые не имеют ко мне отношения! Я этим на жизнь зарабатываю. И что нам в таком случае делать с Марлоном Брандо, изображающим дона Вито Корлеоне? Или с Мерил Стрип в роли Маргарет Тэтчер? Или Дэниела Дэй-Льюиса в образе Линкольна? А если действие происходит в Средние века, как, скажем, в «Последней дуэли» Ридли Скотта, да еще во Франции, а играют не французы, то теперь что? А уж я со своим испанским акцентом почему не могу изображать кубинца? Ах, оказывается, потому, что я из Европы, а Куба — Латинская Америка. Значит, кубинца должен играть если уж не кубинец, то выходец из Латинской Америки. Бред. Да стоит только открыть этот ящик Пандоры... Так можно договориться до того, что Гамлета имеют право играть только актеры родом из Дании!
— И все же, как вы реагировали на критику и завышенные ожидания?
— Если честно, я не трачу энергию на подобные вещи. Мы с Николь просто старались как можно лучше сыграть этих потрясающих людей. Если уж согласились — надо работать, выкладываться по максимуму, и все. Тем более недовольные кастингом в любом случае останутся недовольны — как бы мы ни старались. Снимали невероятно быстро, несмотря на ковидные ограничения. Спал я по 5—6 часов, работали без выходных. Я, правда, пытался пробудить в себе медиума, чтобы подпитываться энергией Дези Арназа. (Улыбается.) Каждое утро перед началом съемки его вызывал: «Ну значит, так, я здесь. Если желаешь, приходи и прояви себя!»
— Не страшно было? Вдруг бы призрак отозвался?
— Встретиться с музыкантом, пусть даже бестелесным, совсем не страшно. Среди моих персонажей есть гораздо более опасные ребята. Скажем, я бы не рискнул заниматься спиритизмом, когда играл Пабло Эскобара. Его пробуждать я не горел желанием.
С Николь Кидман на премьере фильма «В роли Рикардо». 2021 г. Shutterstock/Fotodom— А правда, что вы обманули режиссера, когда он звал вас на роль Дези?
— (Смеется.) Верно. Когда я по зуму первый раз разговаривал с автором фильма, он меня спросил, умею ли я играть на гитаре. Я ответил, что с пяти лет с ней не расстаюсь. А на барабанах когда-нибудь играл? На что последовал мой немедленный ответ: «Да я вообще спец по ударным инструментам! Особенно по конгам!» Ну, это джазовые барабаны, популярные у кубинских музыкантов. Но на этом вопросы не закончились. «Если бы я спросил вашу жену, как вы танцуете, что бы она ответила?» Ну ясное дело, что он услышал в ответ. А я еще с энтузиазмом добавил: «А как я танцую румбу, мать честная! Да впору класс открывать!» (Смеется.)
— Вы играете знаменитого мужа знаменитой актрисы, и сами с вашей женой — такая же пара. Трудно вместе с Пенелопой сниматься?
— Странно. Ну то есть если не очень часто, то можно. Но пореже. (Смеется.) Вот, например, когда мы играли в фильме «Эскобар», основанном на мемуарах любовницы легендарного наркобарона, было несколько сцен тяжелых, после которых не слишком-то легко домой возвращаться. Однажды Пенелопа даже велела мне спать на кушетке — сказала, что не может больше видеть мои чертовы усы. Ну, я их отрастил для роли, понимаете.
— Вы долго оставались с Пенелопой друзьями — хотя познакомились еще в 1992 году на съемках фильма «Ветчина, ветчина». Неужели тогда не было желания закрутить с ней роман?
— Ну конечно, у нас были чувства друг к другу! А как могло быть иначе? У нас тогда ко всему, что двигалось, были чувства. (Смеется.) Молодые, горячие, страстные оба — ходячий мешок гормонов! Пенелопе 17 лет, мне 22 года. Первая роль для нее, впервые уехали из дома на съемку, впереди вся жизнь. Но с тех пор наши дороги разошлись, и Пенелопа сделала фантастическую карьеру. Так что я думаю, наши чувства были заперты на замок до определенного момента. А когда замок открылся, уж мы дали себе волю.
Вуди Аллен, Пенелопа Крус, Хавьер Бардем на съемках фильма «Вики Кристина Барселона». 2008 г. Shutterstock/Fotodom— А ключ к замку подобрал Вуди Аллен, сняв вас обоих в фильме «Вики Кристина Барселона» (Пенелопа Крус получила за эту картину «Оскар» в 2009 году, а вскоре они с Бардемом поженились. — Прим. ред.)
— Конечно, мы должники Аллена и всегда об этом помним! Он нас свел, за что ему низкий поклон. На свадьбу его, правда, не позвали, не были уверены, насколько ему в удовольствие такие вечеринки.
— Зато вы практически единственный из актеров, снимавшихся у Вуди Аллена, кто не отвернулся от него... (После того как Дилан Фэрроу, приемная дочь бывшей возлюбленной Аллена актрисы Мии Фэрроу, в очередной раз обвинила его в сексуальном насилии, большинство коллег публично отреклись от некогда столь любимого режиссера. Притом что в ходе двух расследований Вуди Аллен был официально признан невиновным. — Прим. ред.)
— Указывать на кого-то пальцем очень опасная штука. Обвинять никого нельзя до тех пор, пока юридически не доказана виновность человека. Иначе это просто сплетни и слухи, не более того. И если честно, не в моих привычках слушать, что люди кругом говорят. Я стараюсь придерживаться логики в своих умозаключениях. Если договорились играть по определенным правилам в обществе, так извольте им следовать. Доказано, что невиновен, — значит, так оно и есть. А вот если возникнут новые реальные улики и дело снова откроют и пересмотрят, я первый скажу, какой он ужасный человек. Но что-то я пока никаких новых свидетельств, кроме голословных и сто раз повторенных и отвергнутых в ходе расследований, не наблюдаю.
— Вы, кстати говоря, и Джонни Деппа тоже защищаете...
— Я никого не защищаю, поймите! Я сужу по своим впечатлениям от человека, каким я его знал и знаю. Остальное — дело суда, если таковой происходит. Но точно не публики и разборок в прессе. В этом я никогда не участвовал и не планирую. С Джонни мы дважды вместе работали. На съемках малобюджетной картины «Пока не наступит ночь» и потом на «Пиратах Карибского моря», когда Депп уже был звездой, а я в одной из серий сыграл очередного злодея. И всегда он был милейшим, тишайшим, добрейшим человеком. Очень легким в общении. Невероятно щедрый, смешной, все его любили. Вот таким я его помню и знаю.
«Я всегда стараюсь понять психологию злодеев, разглядеть дьявола внутри них. Что же сделало их монстрами? И герой из фильма «Старикам тут не место» стал для меня испытанием. В нем же нет ни капли человеческого, как ни ищи» «Старикам тут не место». 2007 г. 123RF/legion-media.ru— Прошлым летом, к сожалению, умерла ваша мама Пилар Бардем — знаменитая актриса в Испании, из старинной актерской династии...
— И я теперь постоянно себя спрашиваю, одобрила бы мама тот или иной мой поступок, гордилась бы она мной или нет. И если чувствую, что нет, — сразу же отметаю все. Так было всегда, но теперь в особенности... Это мощное наследство, влиятельное, она и сама была невероятно сильной и яркой личностью. Вырастила нас с братом и сестрой в одиночку, развелась с отцом из-за его склонности к насилию. Каково было в 60-е годы в Испании зарабатывать деньги актрисе, разведенной, да еще со своим мнением и активно участвующей в общественной жизни, трудно вообразить.
— Но вы стали актером благодаря ей...
— Я неважно учился в школе. Терпения и усидчивости не хватало. Бросил это дело и стал регби заниматься. И рисовать. А потом и актерствовать. Мама мне тогда сказала: «Если хочешь посвятить себя этой профессии, изволь глубочайшим образом уважать имя, которое носишь». У нас вся семья состоит из актеров, режиссеров, самых разных деятелей искусств — еще с давних времен. Даже хоронили моих родственников когда-то не на кладбищах — актеров-то нельзя было по-людски хоронить...
Благодаря маме и сестре я усвоил еще одну важную вещь. И это, я уверен, очень помогло мне стать актером. Не стоит строить из себя мачо. И как актеру, и как мужчине. Да, я играл в регби, боксом занимался, прекрасно знаю, что значит мужская компания и как это — быть на одной волне с мужиками. Понимаю этот язык и все прочее. Но в моем представлении настоящий мужчина не тот кто агрессивнее и грубее. Настоящий мужчина — добрый, умный, нежный, щедрый, заботливый и чувствительный. Да-да, именно таков настоящий мужчина.
— А если ваши дети захотят пойти по родительским стопам, что скажете?
С режиссером Дени Вильневым на съемках фильма «Дюна». 2020 г. 123RF/legion-media.ru— Вполне реальная перспектива, кстати, учитывая, какие они общительные и экспрессивные ребята. Помню, когда Пенелопа была беременна нашим первенцем Лео, мы пошли в ресторан в Нью-Йорке отмечать премьеру фильма Алехандро Гонсалеса Иньярриту «Бьютифул» (ради этого артхаусного фильма Бардем отказался от участия в голливудском проекте Оливера Стоуна «Уолл-стрит: Деньги не спят», и не прогадал — получил третью номинацию на «Оскар» и приз на Каннском фестивале как лучший актер. — Прим. ред.). И сам бог — в миру известный как Аль Пачино — с нами поздоровался, а мы попросили его благословить нашего ребенка, ну то есть живот Пенелопы. «Надеюсь, актером он не станет», — сказал я. Пачино улыбнулся, кивнул, помолчал немного, а потом сказал: «А я надеюсь, что станет».
— Вас уже номинировали в этом сезоне на множество престижных наград за фильм «В роли Рикардо», в том числе Гильдия киноактеров США... (Считается, что именно номинации и награды актерской гильдии являются провозвестниками «Оскара». Бардем в 2008 году получил награду этой гильдии за фильм «Старикам тут не место», а потом и золотую статуэтку. — Прим. ред.)
— Именно эта награда всегда особенно приятна. Большая честь — получить признание у своих коллег. Во всяком случае, я с возрастом особенно стал это ценить. Так или иначе, но все мнения основаны на «нравится — не нравится», разве нет? Поэтому любая номинация вовсе не значит, что ты действительно лучше всех. Нет, это всего лишь лотерея. Конечно, ты покупаешь билет, то есть выполняешь свою работу, чтобы принять в этой лотерее участие. Но зависит все от вкуса, а он изменчив.
— Вы так замечательно справились с музыкальной частью роли, так здорово поете и играете, не верится, что не умели раньше...
— Честное слово! Единственное, так это то, что я уже снимался в фильме «Русалочка», когда получил предложение сыграть Дези. А там мне впервые доверили спеть. И этим человеком стал режиссер Роб Маршалл. Так что я реально учился пению во время работы над этим диснеевским фильмом. И благодарен целому отряду прекрасных преподавателей. Особенно педагогу по вокалу Фионе Макдугал. Как только получилось потихоньку, помаленьку обрести уверенность, я жутко это дело полюбил. А раньше и правда никогда не выражал себя в пении или музыке. Разве что в караоке спьяну — как многие из нас. Но это совсем иное. Мне всегда казалось, что я буду выглядеть и звучать ужасно смешно и глупо. Но теперь даже горжусь собой. За такой короткий срок — меньше месяца — научился и петь, и на ударных играть, и на гитаре. Даже стиль какой-никакой выработал. Николь говорит, что я пританцовывал и пел перед каждым дублем — даже если в сцене мне не нужно было ни петь, ни играть. Между прочим, я сейчас только подумал: интересно, что я снялся подряд в трех фильмах, где неожиданно стал еще и петь...
— Что бы это значило? Может быть, кризис среднего возраста? И музыка играет терапевтическую роль?
Джонни Депп, Хавьер Бардем и Орландо Блум в преддверии европейской премьеры фильма «Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки» посетили парижский Диснейленд. 2017 г. 123RF/legion-media.ru— (Улыбается.) Наверное! Почему бы и нет?
— Поэтому согласились и в детском фильме поучаствовать — Lyle, Lyle, Crocodile? Тоже весьма неожиданно...
— Э-э, нет. Это я ради детишек. И в диснеевском проекте сыграл, и мультик озвучил. Чтобы можно было вместе с Пенелопой, сыном и дочкой посмотреть кино, из-за которого папочки несколько недель не было дома.
— Вы вместе с блистательным актерским ансамблем приняли участие в фильме «Дюна» Дени Вильнева. Во второй части, съемки ее уже этим летом должны начаться, мы увидим вашего персонажа?
— Мне мой добрый друг Джош Бролин первым сообщил эту весть. Прислал текст: «До встречи в пустыне, чертяка!» (Смеется.) Лично у меня была только одна просьба к режиссеру, если он возьмет меня во вторую часть «Дюны»: дать моему герою Стилгару обуздать гигантских песчаных червей Арракиса! И он мне твердо это пообещал! И я очень рад, что снова поработаю вместе с Джошем. Я его обожаю, восхищаюсь им и как актером, и как человеком. Еще с той поры, когда мы снимались в фильме Коэнов «Старикам тут не место». Я тогда переживал смутные времена. Да что там, тяжелый кризис на личном фронте был. И Джош реально очень мне помог — как друг, по-мужски, по-человечески — на этих съемках. Просто вытащил меня на себе из этого состояния — заботой, юмором, вниманием, да одним своим присутствием рядом.
Правда, мне из-за этого еще сложнее было играть убийцу в том фильме. Я и так ненавижу насилие, в любом виде, не выношу даже в кино, а тут надо было поверить в необходимость убить героя Джоша. Это уж самое последнее, чего мне тогда хотелось. (Улыбается.) Пришлось сильно постараться.
С сыном Леонардо и дочкой Луной во время отдыха на Сардинии. 2021 г. 123RF/legion-media.ru— Однако, вопреки вашей миролюбивой натуре, злодеи у вас получаются выдающиеся. Чего стоит один Сильва в «007: Координаты «Скайфолл» — признан лучшим злодеем за всю бондиану с Крэйгом!
— (Смеется.) Из-за того, что мой герой убил героиню Джуди Денч, начальницу Бонда из МИ-6, я боялся, что мне запретят въезд в Англию! Каждый раз в Лондоне, в аэропорту на паспортном контроле мне выражали недовольство: «Ох, старик, не знаю, смогу ли тебя когда-нибудь простить за это!» (Смеется.) Да я и сам не мог в глаза Джуди смотреть еще долго. Она же легенда — во всем мире! А в Великобритании — икона, национальный символ, святыня. А тут я такой взял нарисовался — хладнокровный убийца.
Я всегда стараюсь понять психологию злодеев, разглядеть дьявола внутри них. Что же сделало их монстрами? И герой из фильма «Старикам тут не место» стал для меня испытанием. В нем же нет ни капли человеческого, как ни ищи. Трудно мне в шкуру такого искореженного человеческого существа было влезть.
— Ну по крайней мере, у вас есть возможность выбора...
— Да, и это невероятное счастье и удача. Немногим актерам, особенно в начале карьеры, дана свобода выбора, ох немногим. Это величайший подарок судьбы. Но я помню, что могу и сам все испортить. Как все с тем же фильмом «Старикам тут не место». Как мог, пытался отвертеться от этой работы. Убивать людей в Техасе? Серьезно? Да ладно вам, я даже машину водить не умею. И плохо говорю по-английски, и ненавижу насилие. Повторял все это и повторял. Пока не встретил братьев Коэн, режиссеров. И они мне не сказали: «Так поэтому мы тебя и позвали». (Смеется.)
— Хорошо, с этим все ясно. А как с пресловутыми любовными сценами у вас дела обстоят?
«Любая номинация вовсе не значит, что ты действительно лучше всех. Нет, это всего лишь лотерея. Конечно, ты покупаешь билет, то есть выполняешь свою работу, чтобы принять в этой лотерее участие. Но зависит все от вкуса, а он изменчив» На Международном кинофестивале в Сан-Себастьяне. 2021 г. Shutterstock/Fotodom— Главная задача — облегчить участь партнерши. (Улыбается.) В фильме «В роли Рикардо» у нас с Николь было несколько таких сцен. И я очень старался, чтобы как можно легче и быстрее они прошли. Это в 20 лет прикольно, а в пятьдесят с лишним уже как-то не слишком. И самому не хочется чувствовать себя дискомфортно, и другим дискомфорт создавать... Между прочим, у нас с Николь не было возможности заранее отрабатывать так называемую «химию». В четверг прилетели в Лос-Анджелес, а в понедельник — первый съемочный день. Но ничего, справились. И по-моему, неплохо. Особенно, конечно, Николь молодец — она ведь почти все время в кадре, в отличие от меня.
— Да, внешность обманчива, это точно про вас. Образ мачо к вам словно приклеился, а на самом деле вы и впрямь совсем другой...
— И как уже говорил, я благодарен за это своей маме. Она научила меня выражать свои чувства и не скрывать эмоции, не стесняться ни слез, ни смеха. Более того, я давно понял и оценил, что плакать иногда не менее важно, чем смеяться.
Статьи по теме:
Комментарии (0)