Глеб Лубянский: «Мелодия может прийти в голову, когда ты просто идешь по улице»
21:25 13 декабря 2021
Как написать музыку для фильма и нужно ли для этого знать нотную грамоту.
–
Когда вы начали заниматься музыкой?
– Пришел
я к музыке довольно поздно. Обычно дети начинают заниматься этим примерно с шести
лет. Я же начал где-то в 14-15. Зато это был довольно осознанный шаг. Поэтому
образовательная история вышла у меня витиеватая. Я много учился, так сказать, в
полях: концерты, студийная работа,
аранжировки, написание музыки. Поучился два года в
джазовом колледже, брал частные уроки по гармонии, по вокалу – и в итоге пришел
к выводу, что у меня скопилось много хаотичных знаний, которые нужно подвести под единую системную базу. И тут я
обнаружил, что в Московской школе кино открылся факультет кинокомпозитора, о
котором я давно мечтал. И я пулей побежал туда учиться. Кстати, мое самое
первое образование – юридическое, и оно очень помогло понять, что, кроме как
музыкой, я больше ничем заниматься не хочу.
Сейчас
я пишу музыку к фильмам,
сериалам, рекламе, к аудиосериалам. Пишу также песни. В общем, пишу музыку ко
всему, к чему ее можно писать. Помимо этого, я веду образовательный проект про
поиск культурного кода, про историю Москвы. И играю в группе.
–
Как вы пришли в кино? Каким был ваш первый опыт написания музыки для фильма?
– Моим
первым фильмом был коммерческий короткий метр. Когда я получил этот заказ,
буквально прыгал от счастья. В то время я как раз поехал в Испанию. Помню, как
сидел на берегу моря с гитарой, сочинял какие-то темы. Потом приехал в Москву,
искал звуки, музыкальные решения. Я тогда очень сильно себе нравился. Но когда я посмотрел фильм, то
понял, что мой гонорар был сильно переоценен на тот момент. И мои способности,
мое видение киномузыки и уровень продакшна очень далеки от того, что хотелось
бы видеть и что хотелось бы слышать. Именно после этого я пошел учиться на
кинокомпозитора. Мои работы после учебы и во время учебы уже более осознанные,
более зрелые. Про них уже говорить не так стыдно, как про тот фильм.
«Где-то музыка может ускорить происходящее на экране, где-то замедлить, где-то может дать контрапункт»
–
На каком этапе композитор присоединяется к съемочной группе? И насколько тесно
он взаимодействует с остальной командой?
– Композитор,
как правило, присоединяется к работе над фильмом на этапе финального монтажа. Я
говорю про некий идеальный мир, потому что в реальном мире финальный монтаж
существует далеко не всегда. То есть, даже если режиссер сказал, что никаких
изменений не последует, зачастую что-то да переделывается. Иногда даже приходится
переписывать музыку полностью. Однако если брать какую-то эталонную историю,
то, конечно, должен быть залоченный монтаж, и после этого уже можно что-то
обсуждать с режиссером.
Где-то
музыка может ускорить происходящее на экране, где-то замедлить, где-то может
дать контрапункт. Таких приемов очень много. Вокруг этого и строится
взаимодействие композитора и режиссера. Также иногда композитор взаимодействует
не с режиссером напрямую, а с музыкальным продюсером.
Главная
точка соприкосновения – понимание, о чем история и какую роль в этой истории должна
сыграть музыка. Где музыка должна быть, где ее быть не должно и как она двигает
сюжет.
–
А есть определенные правила написания музыки?
– Каких-то
точных, конечно, нет. Есть, например, так
называемая теория аффектов, которая появилась во
времена барокко. Это такая система знаний о том, как можно музыкальными средствами (гармония, темп, ритм
и т.д.) выразить разные состояния людей, например,
восторг или отвагу. Правда, если сегодня ее
использовать буквально, это будет звучать
довольно комично.
В целом теория аффектов существует и работает по сей
день. Но и какие-то специальные приемы, конечно,
есть. Самый простой пример – это хоррор-музыка. Там очень часто используются
шумы, атональные сочетания. Какие-то такие вещи для каждого жанра, для своей
специфики есть. Если задача – написать музыку в стиле эпохи Возрождения, вы,
конечно, будете следовать определенным правилам, иначе будете выбиваться из
жанра. Но тут все довольно свободно. Это такие общие правила, на которые можно
опираться, а можно ими пренебрегать.
«Есть огромное количество инструментов, фишек, которые принесли современные технологии»
–
Изменился ли с технической точки зрения процесс написания музыки за последние
годы?
– Очень
важно понимать, что первое зерно – то, из чего рождается музыка. Оно возникает
примерно так же, как возникало у людей 2000 лет назад. Ты можешь просто идти по
улице – и тебе придет в голову мелодия, какая-то фактура. Ты можешь найти ее, просто
играя дома на инструменте или забивая что-то на компьютере. Но сама основа –
она у тебя в голове. И в этом смысле ничего не меняется. Ноты тоже никуда не
делись, они всё так же необходимы, как и раньше. Когда ты видишь партитуру,
музыкальную вертикаль, тебе гораздо проще и удобнее собрать эту музыкальную
архитектуру, что-то единое, цельное и гармонично звучащее. И лучше, чем ноты,
тут никто ничего не придумал. К тому же музыканты всё так же играют по нотам.
Но это касается оркестровых жанров.
Безусловно,
с гусиным пером я не сижу, те же ноты сейчас спокойно забиваются в музыкальные
программы. Очень многие процессы оптимизированы, как и в создании музыки в
целом. Не обязательно уметь играть на валторне, чтобы записать ее. Ты можешь
это наиграть на клавишах, потом найти библиотеку – и то, что сыграл, воспроизведет
валторна. Если ты не умеешь играть на клавишном инструменте, можешь в программе
даже просто нарисовать этот набор звуков – и он прозвучит. Опять же, если брать
электронную музыку, тут ноты не нужны: есть огромное количество инструментов,
фишек, которые принесли современные технологии.
–
Получается, что у современных композиторов сейчас намного больше возможностей,
чем у тех, кто писал музыку, скажем, лет 30 назад?
– Да,
сегодня круг возможностей композитора абсолютно безграничен. Ты действительно
можешь не уметь играть ни на чем, но при этом писать музыку, которая вполне будет
звучать на современном уровне. А еще сегодня ты можешь написать симфонию, пока
едешь в поезде или когда сидишь дома.
И такие
возможности со временем будут только увеличиваться. Возможно, технический
прогресс будет отнимать часть работы у композиторов. Не исключаю, что в будущем
простые композиции смогут делать нейросети – а может быть, они уже их делают. Лично
я не вижу в этом ничего страшного, прогресс – это замечательно!
«Большие деньги в музыке есть, и этого нельзя отрицать»
–
Сегодня в России можно заработать хорошие деньги, занимаясь музыкой?
– Вход
в музыкальную индустрию, а тем более в киноиндустрию, всегда довольно сложный.
И чтобы начать на этом зарабатывать, нужно пройти довольно большой путь, потому
вряд ли через месяц игры на флейте вам кто-то будет за это платить.
Музыкальное
пространство очень хаотично, оно зависит от каждого конкретного проекта, от
того, какой продукт вы производите. Вы можете написать очень популярную песню –
и за день взлететь, а можете не написать ее. Бывает совершенно по-разному, и
гарантированного дохода в музыке нет.
Но
большие деньги в музыке есть, и этого нельзя отрицать. Сегодня работы для
музыканта, я думаю, гораздо больше. Много запускается онлайн-платформ,
растут доходы со стримингов, сейчас есть очень много ниш, где нужна музыка. И здесь места хватит если не всем, то очень многим.
Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.
Комментарии (0)