Не так давно в колонке New York Times был опубликован прелюбопытный
материал о том, почему падает популярность «Оскара». А она падает: с 2014 года рейтинги церемонии понизились на целых 75%. Причин, на самом деле, может быть много, но наиболее важная из них – снижение, в целом, популярности номинированных фильмов. Объяснение этому банальное: даже если взять одних только основных номинантов, там будут фильмы, большая часть из которых прошла в прокате очень тихо, не считая тех, что вышли на онлайн-сервисах. Просто сравните сборы «Дюны» в домашнем прокате ($109 миллионов), и например, сборы «Короля Ричард» ($15 миллионов) или «Аллеи кошмаров» ($11 миллионов).
Если начать сравнивать с фильмами-участниками предыдущих лет, выяснится, что даже «Дюне» в этом плане, мягко говоря, плюют в затылок, а то и просто перегоняют ее налегке. Например, призеры «Оскара-2019»: «Зеленая книга» собрала в домашнем прокате около $85 миллионов, «Богемская рапсодия» – $216 миллионов (!), «Черная пантера» – $700 миллионов (!!!). Трудно такие цифры представить сейчас, но в этом, конечно же, нет вины ни Дени Вильнева, ни организаторов «Оскара» – винить стоит коронавирус, который отучил зрителей ходить в кино и научил их ждать выхода желанных картин на VOD. Это и грустно, и показательно. Премия Американской киноакадемии всегда была не тем, чем ее видят некоторые хейтеры – не высокопарной церемонией воздаяния бенефитов, так сказать, настоящему искусству.
«Дюна», реж. Дени Вильнев Кадр из фильма
Это всегда было шоу на потеху публике – в этом его изначальная функция: «Оскар» был создан в пару к возникшей в 1930-х годах голливудской системе «конвейера», чтобы подстегнуть интерес зрителей к звездным именам и американскому кино в целом. Впоследствии, с появлением телевидения и совершенствованием системы подсчета просмотров и рейтингования, к целям церемонии было добавлено изучение предпочтений аудитории. Те, кто кричат про «повесточку» (кстати, есть ли вообще аналоги этого слова где-то, кроме России?), которую «Оскар» навязывает зрителю, на самом деле не понимают, что «повесточки» приходят только из военкомата. Церемония всегда транслировала то, что нравится ее зрителю, а основной ее зритель был и всегда будет американским, нравится нам то или нет. Остальное – вопрос особого толка/пути.
И американский зритель говорит Американской киноакадемии «No». Достаточно просто вбить в поисковике гугла «Oscar 2022 w», и вторым после «watch» словосочетанием будет «Will Smith». И вовсе не потому, что он получил абсолютно заслуженную статуэтку (первую в карьере, кстати) за «Короля Ричарда». А потому что в прямом эфире
ударил по лицу ведущего церемонии Криса Рока, который, кажется, перепутал себя с Дуэйном Джонсоном и решил пошутить про жену Смита, Джаду Пинкетт-Смит, и ее облысение, которое является следствием болезни актрисы, а не добровольным модничеством. Теперь у организаторов церемонии есть два выхода – осудить действия актера-боксера, совершенно искренне заступившегося за свою жену, и потерять часть респекта. Либо не осуждать и еще глубже похоронить собственные рейтинги – по актуальной «повесточке» среднестатистический житель США насилие теперь не любит.
«Король Ричард» (2021) Кадр из фильма
Очень симптоматична в этом плане победа «CODA: ребенок глухих родителей», который поставил своеобразный рекорд: это первый фильм с наградой за лучший фильм, вышедший на стриминг-сервисах. Да и не на Netflix, которые еще недавно были в абсолютном фаворе, а на фактически новичке AppleTV+. О качестве фильма говорить не хочется – есть мнения, но кино о ребенке в семье глухих действительно мощно выступает на почве давно намеченного тренда на инклюзивность. Недаром этот же фильм установил еще один рекорд – приз за лучшую роль второго плана впервые в истории получил глухой актер Трой Коцур. Правда, ранее приз за лучшую роль, но первого плана, получала также глухонемая актриса Марли Мэтлин. В пару к ним, можно вспомнить и наличие глухой актрисы (и буквально, и сюжетно) в другом фаворите – «Сядь за руль моей машины» Рюсукэ Хамагути, который в итоге получил приз за лучший фильм на иностранном языке.
Что нам говорят эти итоги? «Оскар» переформатировался: из шоу для широкого зрителя он превратился в воздаяние регалий. Уилл Смит, актер высочайшего ранга, на протяжении последних лет снимавшийся в блокбастерах и всякой откровенной фигне, наконец нашел роль, что называется, себе по фигуре – надо почтить. Кино о соприкосновении миров глухих и здоровых – необходимо отметить. Японская драма про актеров, ставящих «Дядю Ваню» на разных языках, символизируя тем самым своего рода новое построение Вавилонской башни – очень важно, спасибо. Если посмотреть на других номинантов в основной категории, оставшихся без ключевых наград, там почти сплошь будет разнообразное развлекательное кино, пусть и авторской выделки – «Аллея кошмаров», «Не смотрите вверх», «Лакричная пицца», «Вестсайдская история».
«Дюна», правда тоже кино сугубо массовое, но набрала наград больше всех, аж шесть штук – ключевых среди них, правда, нет (окей, посчитаем за таковые лучшую работу оператора и второй «Оскар» для Ханса Циммера»). К слову, в «Вестсайдской истории», главном конкуренте картины Вильнева по части художеств, есть еще одно интересное решение – награду за лучшую женскую роль второго плана получила Ариана ДеБос, исполнившая роль Аниты, девушки лидера банды «Акул». Совершенно заслуженная награда, роль под стать героине и актрисе – огненная. Любопытно тут то, что, будучи ремейком картины 1961 года, «Вестсайдская история» частично повторила достижение предшественницы – та тоже наградила актрису-исполнительницу роли Аниты, Риту Морено, также появившуюся в фильме 2021 года в эпизодической, хоть и важной роли. Обе – актрисы-пуэрториканки, и обе были и есть выдающиеся лицедейки, но если раньше это казалось чем-то необычным, то сейчас это в порядке нормы (и это прекрасно).
«Власть пса», реж. Джейн Кэмпион Кадр из фильма
Как и уже совсем не удивляет третья режиссерская награда в истории «Оскара», полученная женщиной – для Джейн Кэмпион за нетфликсовскую
«Власть пса». Хотя все кинематографистки мира сейчас ликуют – и стоит порадоваться за них. Они ждали, они заслужили, да еще и второй год подряд (напомним, в прошлом году аналогичный приз получила Хлоя Чжао за «Землю кочевников»). Но, честно говоря, все это выглядит довольно дежурно и предсказуемо – даром что завелось немало предсказателей «Оскаров», которым даже платят деньги за прогнозы букмекеры. Вплоть до минуты молчания Милы Кунис, до выступлений Бейонсе и Дженнифер Лопез, до маленького скандала с пощечиной. До, наконец, победы Билли Айлиш с песней из «Не время умирать», которая обошла номинированную в 13-й (!) раз Дайан Уоррен, написавшую красивую балладу к наркодраме «Четыре хороших дня».
Ой, вы ничего не слышали про этот фильм? Как неожиданно, мы тоже. Да что там, автор этого текста узнал о датах проведения церемонии за четыре дня до начала ее проведения. Но, в конце концов, какая разница? Все пройдет, точно майские грозы. И не очень хорошие дни, и «Оскар», и мы.
Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.
Комментарии (0)