Не самая смешная, но крайне важная для отечественной культуры комедия.
«Девчата», реж. Юрий Чулюкин Кадр из фильма
Из теплого Симферополя в морозный
уральский леспромхоз прибывает юная повариха Тося Кислицына. Эксцентричная
девушка с детдомовским прошлым и компанейским характером не без приключений находит
здесь верных подруг и крепкую любовь.
«Девчата» (1961) – тот вид
комедии, где персонажи то и дело вызывают чувство неловкости. В начале фильма
Тося удивляет зрителя не только прыткостью, жизнерадостным и гордым нравом, но
и переходящим рамки общепринятого этикета любопытством, наивностью и неосмотрительностью
поступков. Понятно, что уплетать чужие деликатесы или называть «облезлым» незнакомого
мужчину героиня берется вовсе не из наглости или назло новым соседкам, а ровно потому,
что в силу особенностей воспитания не обременена чувством такта и, похоже, не
видит в этом ничего дурного.
«Девчата», реж. Юрий Чулюкин Кадр из фильма
Чем именно ценны «Девчата»
сегодня? Вряд ли искрометным юмором, изобретательным сюжетом или визуальными
изысками. Те чаплинские гэги, которые режиссер изредка использует в изображении
Тоси, изрядно устарели задолго до выхода фильма. Сценарный прием, при котором
герои в глубине души нравятся друг другу с самого начала, но в силу упрямства и
прочих причин становятся соперниками и всю дорогу на потеху зрителю испытывают
друг друга, поочередно обижаясь и тщетно прося прощения, многажды эксплуатировался
в мировой литературе и кино до «Девчат» и после.
«Девчата», реж. Юрий Чулюкин Кадр из фильма
Главная ценность фильма Юрия
Чулюкина в том, что здесь утрированно, но убедительно запечатлена эпоха
детства, юности и молодости наших ближайших предков – родителей, бабушек и
дедушек. Постсталинская эпоха, наполненная множеством знаковых атрибутов,
естественных для конца 1950-х–начала 1960-х, но порядком удивляющих сегодня. «Фестиваль
валенок» на танцах в клубе, шашки «на петушка», доски почета, учеба в вечерней
школе, пламенные споры о тонкостях и преимуществах разных профессий – «Девчата»
суть документ навсегда ушедшего времени. Тем более диковинный, чем более он
отдаляется в прошлое и чем больше новых поколений появляется на свет. Так, энергия
«оттепельного» оптимизма трудовой молодежи, с энтузиазмом заготавливающей лес в
экстремальных условиях зимней глуши, выглядит по меньшей мере экзотично для
современного зрителя, живущего в пору тотального индивидуализма, где веры в
светлое будущее никакой, чахнущая провинция почти во всем проигрывает крупным
городам, а честный физический труд обесценен и в зарплатных ведомостях, и в
общественном сознании. В этом смысле трудно смотреть без иронии на то, с какой неподдельной
гордостью Тося удостоверяет соседок, что «кончила кулинарное училище», а значит
– находится в поселке по праву и как человек труда, имеющий образование и профессию,
заслуживает уважения не меньше других.
«Девчата», реж. Юрий Чулюкин Кадр из фильма
Это право на сохранность
собственного достоинства и почтительное отношение Тося отстаивает и в клубе,
где, завидев вульгарный жест Ильи Ковригина, отвечает ему тем же. (Позднее этот
жест со знанием дела использует соперница Тоси Анфиса.) Когда Илья – передовик
производства и первый парень на деревне – приглашает Тосю на танец, она
справедливо принуждает его выбросить папиросу и снять головной убор, а затем
публично отфутболивает, не столько самоутверждаясь, сколько демонстрируя, как именно
должна вести себя в подобных обстоятельствах порядочная девушка образца 1961
года.
«Девчата», реж. Юрий Чулюкин Кадр из фильма
Вместе с тем в «Девчатах»
зафиксированы поистине вневременные особенности русской жизни. Так, извечное
выслуживание перед руководством, призванное спрятать от вышестоящих чиновничьих
глаз разнузданный формализм, головотяпство и халатность, неоднократно
высмеянное еще в золотом веке русской литературы, сохранило свою печальную
актуальность и в советские годы, и в наши дни.
«Девчата», реж. Юрий Чулюкин Кадр из фильма
Еще один важный аспект картины – столкновение
Анфисы в исполнении Светланы Дружининой и Тоси за авторством Надежды Румянцевой,
которых вопреки заглавной песне фильма «заветными подругами» никак не назовешь.
Конфликтующие с момента первой встречи, эти героини представляют два
противоположных типа женщин. Анфиса, циничная и высокомерная, источает ярко
выраженное женское начало, пышет сексуальностью и виртуозно флиртует, с легкостью
очаровывая любую жертву (за исключением, пожалуй, Ильи). Она знает себе цену и
до поры до времени скептически относится к идее любви, придуманной, по ее
мнению, для слабых дурачков.
«Девчата», реж. Юрий Челюкин Кадр из фильма
Тося – наивная дурнушка-простушка
со школьными косичками и подростковой пластикой, которая, не приглянись
терпеливому Илье, вряд ли заинтересовала бы своими полудикими замашками других
парней. В отличие от демоноподобной Анфисы она, бесспорно, верит в любовь и
вполне осознает свое незавидное положение.
«Девчата», реж. Юрий Чулюкин Кадр из фильма
Тем не менее в мире «Девчат» у
Анфисы в конечном счете не оказывается преимущества над Тосей. Более того, те
пути, те арки персонажей, которые в течение фильма преодолевают эти столь
непохожие друг на друга героини, наглядно иллюстрируют старую истину: «Не
родись красивой, а родись счастливой». Или – ее более доступную для достижения
модификацию, трансформированную в соответствии с советскими представлениями о
человеке: «Не родись красивой, а родись хорошей, тогда и счастье обязательно найдешь».
Этот жизненный конфликт «красивых, с которыми проводят время», и «хороших, на
которых женятся», – вневременная оппозиция, заложенная в сюжет «Девчат», –
старой зимней картины, до сих пор способной согреть своим теплом уставшего от
жестокостей современной жизни зрителя. В том числе за это мы ее и любим.
Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.
Комментарии (0)