Как можно было жить, работать, танцевать и соблюдать гигиену в такой одежде? Еще в советские времена экскурсоводов забавляли такие вопросы у старинных полотен, где дамы в корсетах и не самых удобных на вид юбках и жили, и работали, и танцевали, и порой соблюдали гигиену — у особо игривых авторов.
История женской одежды, которую надо носить непременно с корсетом, насчитывает много веков. От средневековой модницы
К корсетам в наряд женщины обязательно добавлялись такие неудобные детали, как пышные юбки в большом количестве или необъятный кринолин, разного рода конструкции для расширения бедер и турнюр — конструкцию юбки, которую Лев Толстой считал имитацией выпяченного призывно зада. Слоев одежды даже летом, даже дома на любой даме было довольно много, застежек — тоже.
Как в этих нагромождениях ткани и фурнитуры, не считая самого корсета, женщины могли посещать туалет, ездить верхом, танцевать, заниматься домашним хозяйством, да даже просто гулять — и, в конце концов, не смердеть потом? Конечно же, им приходилось придумывать много остроумных решений. И отказываться от многих бытовых удобств.
Приданое — это важно
Читая классическую литературу, нетрудно заметить, что одежда на женщине почти всегда определяется по ее функционалу: утреннее платье, прогулочное платье, «переоделась к ужину», бальное и так далее.
Нам даже трудно представить, как можно было вытерпеть бесконечные переодевания. Конечно, и мы на прогулку редко отправляемся в домашней одежде, но дважды переодеваться за день дома, не собираясь никуда выходить? Чем это утреннее платье принципиально отличается от того, в котором садятся ужинать?! И почему есть какое-то отдельное платье между утренним и вечерним?
Все дело в том, насколько труднее было поддерживать чистоту одежды (без современных средств для стирки и химчистки) и собственного тела. Обычай менять платья не меньше одного, а лучше два раза в день, был связан с необходимостью, грубо говоря, менять запах.
Если носить одно платье весь день, поверх тела, плотно сжатого корсетом, в эпоху без дезодорантов, то оно может завоняться. А так платья успевали проветриваться от одного дня к другому. А, меняя платье, можно было поменять и сорочку, если была такая необходимость — хотя в среднем опрятной даме хватало одной нижней рубашки на один день. Но случаи, знаете ли, разные бывают.
Стирали платья целиком очень редко. Обычно посаженное пятно в тот же день отдельно обрабатывали. Если его было невозможно сменить, то заменяли кусок платья. Благо платья, во-первых, сами были составными (отдельно надевали лиф, отдельно юбку, отдельно могли надевать воротничок или дополнительную накладку на лиф — в зависимости от эпохи), а, во-вторых, и лиф, и юбка состояли из разных деталей, которые можно было отпарывать и заменять такими же, но из другой ткани.
Самыми отпарываемыми частями платья были оборки на юбке (их стирали от наметенной подолом грязи или заменяли, если постирать было невозможно), воротнички и манжеты — потому что они касались кожи напрямую, без сорочки.
Сорочка, собственно говоря, была одним из основных средств поддержания гигиены для дамы. Она стирала с кожи пот и отмирающую кожу, впитывая их в себя и не давая, по возможности, коснуться более дорогой и более сложной в уходе ткани платья. Ее саму было куда легче постирать, чем собственно одежду.
Правда, без водопровода, канализации и стиральной машины ежедневную стирку мало кто практиковал — сорочку откладывали до дня общей стирки и надевали свежую. Чем беднее была женщина, тем реже она могла менять и стирать сорочки. Количество сорочек было вопросом гигиены, так что в приданом невесты их должно было быть достаточно — это гарантировало опрятность молодой жены. Для дополнительной защиты от пота под мышки на платья нашивали специальные вкладочки. Их отпарывали и стирали по мере необходимости.
В нижней части тела чистоту с определенного исторического момента начали блюсти панталоны. Кстати, популярной деталью белья панталоны стали только в девятнадцатом веке, до того дамы полностью полагались на нижние юбки — они впитывали и пот, и, при необходимости, другие физиологические выделения.
В промежности панталоны не сшивались, ведь снять их было практически нереально: верхний край панталон зажимался корсетом. Наконец, на нижней части ног носили нитяные чулки — и тогда, надо сказать, чулки были не так же длинны, как в наши дни, потому что от них требовалось закрывать только стопу, голень и колено.
Кстати, ответ на вопрос, как в пышных юбках проходили сквозь двери, краток: дверные проемы расширяли. Да, были юбки, в которых можно было изловчиться пройти боком или наклонив боком часть кринолина, но дам старались просто не утруждать. Вот отчего были так популярны двойные двери.
Туалет
Уже понятно, что надеть и снять платье, особенно при наличии горничной, было не так сложно, как можно представить — детали платья надевали и закрепляли по очереди, а не просто ныряли внутрь, пытаясь не запутаться в ворохе ткани. Но как управляться с юбками, кринолинами, турнюрами и оборками, когда тебе захотелось в туалет?
По-маленькому в туалет дамы очень долго ходили с помощью служанок. Те подавали им специальные, вытянутой формы, сосуды или даже держали их в процессе. Спереди подбирался подол платья, дама чуть приседала над сосудом — все просто. Ночью же, когда не было мешающего платья, пользовались обычными ночными вазами, напоминающими наши детские горшочки, только больше.
Были также специальные вазы, вкладываемые в стул с отверстием. На такой стул, в зависимости от покроя платья, дама садилась или как на обычный, подобрав юбки сзади, или по-кавалерийски, то есть лицом к спинке, подобрав подол спереди. Когда в обиход начали входить унитазы со смывом (в последней трети девятнадцатого века), так же поначалу дамы садились и на унитаз.
Подхватывать юбки должным образом девочек учили с малых лет, в определенные периоды для этого использовали небольшие крючки — цеплять подолы, и да, порой это занимало довольно много времени и усилий — так что дамы пользовались услугами горничных, в том числе с тем, чтобы навести чистоту тела, когда дама сходила по-большому.
Кроме того, требовалось следить за тем, чтобы случайно не испачкать юбку — и так-то дама рисковала принести за собой шлейфом неприятные запахи, а запачканная юбка обеспечивала этот шлейф надолго.
Тем не менее главная сложность в посещении туалета была совсем другой. Свободно посещать его женщина могла только дома или в гостях у другой дамы. В любой другой ситуации она должна была уметь не показать, что у нее бывают подобные низменные позывы. То есть — уметь терпеть. Очень долгое время возможность удаляться от дома для женщин сильно определялась доступностью туалета. Общественные женские туалеты стали появляться очень поздно.
Сначала в больших магазинах, похожих на наши торговые центры, чтобы дамы задерживались на весь день, испытали больше соблазна — и больше потратили денег. Потом появились и уличные — но встретили поначалу сильное сопротивление мужчин, ведь так женщины начнут ходить где хотят и сколько хотят, а это противоречит женской скромности и целомудрию.
Последними во многих странах появились дамские комнаты в ресторанах и кафе. Ведь приличные женщины заходят в рестораны только в обществе мужа на короткое время, и это время вполне могла бы и потерпеть! С появлением возможности посетить ресторан вне дома перед женщинами встали другие вопросы, которые, в общем, нередко встают и сейчас.
Проектировщики и кабинок, и общего пространства туалетов часто мало себе представляют, сколько место и для чего надо женщине в туалете вне дома. В тех же старинных «торговых центрах» пришлось несколько раз менять планировку туалетов, обиняками узнавая, чем нехороша актуальная, прежде, чем там появилась возможность куда-то деть сумочку, развернуться в пышной юбке и шляпке и так далее.
Двигательная активность
В свете того, как непросто было соблюдать гигиену, легко понять, почему настоящей даме рекомендовали ходить исключительно плавно и вообще не суетиться. Лишь бы лишний раз не покрыться испариной! Тем не менее, дамы выходили на прогулки, играли в некоторые виды уличных игр, ездили верхом, присаживались на диван и вставали с него и, конечно, танцевали на балах.
Понятно уже, что после уличных прогулок с платьев при необходимости отпарывали испачканную оборку (хотя могли аккуратно замыть на самом платье), а порой дамы просто руками приподымали юбки, чтобы их не запачкать в луже. В последней четверти девятнадцатого века дамы стали гораздо активнее; это потребовало дополнительных мер для того, чтобы спасти подол платья от грязи.
Повсеместно стали использоваться пажи, специальные зажимы для юбки, которые позволяли приподнять подол складками на десяток сантиметров. Этими же пажами поднимали шлейф юбки, когда в моды вошли пышные хвосты на платьях сзади.
Главным правилом при закреплении подола было приподнять его так, чтобы не выглядывала белая нижняя юбка — понятное дело, нижние юбки были много короче верхних, чтобы не пачкаться об уличную грязь. Еще одно правило, впрочем, соблюдаемое не везде строго, гласило, что верх ботинок должен достигать края даже подобранного на пажи подола — так что огромной популярностью пользовались высокие ботинки на шнуровке.
Уличные игры с участием барышень и дам были очень умеренны в плане движения. Например, в серсо дама могла только стоять на месте, кидая обруч — а взять в руки шпажку, чтобы бегать с ней и обручи ловить, не могла. Впрочем, в правилах этой игры усматривают и фрейдистские мотивы: мужчинам продолговатое, а женщинам то, что насаживается на продолговатое. Играли также в крокет и другие игры с шарами, не требующие беготни и суеты.
Проблема сочетания моды и верховой прогулки в разное время решалась дамами по-разному. В Средние Века многие дамы, например, надевали платья с разрезами спереди и сзади и скакали «по-мужски». В восемнадцатом веке достаточно большое количество женщин считали, что для верховой прогулки не грех переодеться в мужскую одежду. Да и в семнадцатом веке находились такие оригиналки.
В целом же большую часть истории женской одежды на корсете верховые прогулки совершались в специальной посадке «по-дамски». Обычно эту посадку описывают так: дама сидела боком, но верхней частью разворачивалась к шее коня. Конечно, в такой позиции долго не усидишь.
На самом деле, дама практически полностью сидела, развернувшись вперед — корпус и одна нога, согнутая, чтобы держаться за луку дамского седла. Другая нога была спущена сбоку лошади, чтобы опираться о стремя, но развернута была тоже вперед.
При такой посадке все равно с обычными корсетом и юбкой были бы проблемы, так что дама надевала специальный, более мягкий корсет и к нему — юбку, удлиненную с одной стороны так, чтобы нога, опирающаяся о стремя, была полностью прикрыта.
Тем не менее, такая посадка, хотя и не была настолько неудобной, насколько можно подумать, но была куда опаснее мужской. Если лошадь скидывала женщину, выпутаться из стремени или упасть более-менее без последствий было почти нереально.
Во времена просто пышных юбок или юбок, раздвинутых вширь специальными конструкциями, дамы садились на диван безо всяких проблем. А вот с кринолином пришлось придумать свои ухватки, чтобы обручи нормально сдвигались, а юбка выглядела прилично. Кстати, эти обручи были довольно гибкими, у них был свой запас упругости, что делало манипуляции с юбкой проще. Проблемы начались в эпоху турнюров.
Самые дешевые турнюры не складывались и сильно мешали сидеть прямо. Это одна из причин, по которой дамы на портретах эпохи турнюров сидят полубоком. Впрочем, хорошие модели складывались и раскладывались без особых усилий. Но тут модницу подстерегала другая проблема — корсеты конца девятнадцатого и начала двадцатого века.
Они были часто сконструированы так, что женщине становилось очень некомфортно при попытки сесть прямо и, тем более, откинувшись на спинку дивана. Единственно возможной оказывалась поза с наклоном вперед, опершись о подлокотник. Эту позу тоже часто можно увидеть на портретах той эпохи. Вероятно, именно это неудобство стало причиной того, что все больше молодых женщин стали предпочитать носить спортивные, более гибкие, корсеты и в быту.
Тем не менее для танцев затягивались как можно туже. Нельзя сказать, что любительниц балов это сдерживало в танцевальной активности, но, если посмотреть на классические бальные танцы прошлых веков, то можно заметить, что в них максимально ограничены женские движения корпусом и часто много мужской поддержки — без нее дамы, пожалуй, выдыхались бы раньше.
Смотрите также —
Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на наш
Комментарии (2)