Ограниченный контингент советских войск находился в Афганистане с 1979 по 1989 годы. Солдатам и офицерам, воспитанным в духе классовой солидарности и гендерного равноправия, многие обычаи и традиции этой азиатской страны казались странными, даже шокирующими. Особенно удивляли афганские женщины и их положение в обществе.
Не посещают общественные места
Известный специалист по военной истории Елена Сенявская в своей книге «Психология войны в ХХ веке. Исторический опыт России» (Москва, 1999 г.) написала, какое сильное впечатление на советских солдат и офицеров произвела афганская действительность. И одним из наиболее шокирующих факторов являлась тотальная религиозность местного населения. Так что нашим ребятам, воспитанным в духе атеизма, многое показалось непривычным.
Е.С. Сенявская привела в своей работе воспоминания рядового А.Г. Банникова, служившего в Афганистане в 1985-1986 годах: «Конечно же, нашей первой точкой оказался базар. Мы словно попали в века минувшие: дехкане в рваных халатах, совсем нет женщин, около дуканов, как бы вмонтированные в стены, на корточках сидели то ли нищие, то ли хозяева этих магазинчиков...».
Действительно, почти полное отсутствие женщин на улицах сел и городов Афганистана бросалось в глаза, тем более что в СССР представительницы прекрасного пола могли свободно ходить по своим делам без мужского сопровождения. А в стране с жесткими исламскими традициями у них не было личной свободы, да и во время войны гулять по улицам просто опасно.
Носят паранджу
В 80-е годы ХХ века представительницы республик Средней Азии, входивших в состав СССР, были достаточно эмансипированы, чтобы не носить паранджу. А вот в Афганистане этот вид одежды называется «бурка», и ни одна женщина не ходила без нее даже дома. Редкое исключение составляли молодые жительницы столицы, которые поддались пропаганде идей коммунизма. Но после ухудшения общей гуманитарной ситуации в стране такие вольности были забыты.
«Афганистан существовал одновременно как бы в двух измерениях – в темном средневековье и в «просвещенном» XX веке, причудливо сочетая признаки и того, и другого», – написала Е.С. Сенявская.
Выживают в нищете
Многие воины-интернационалисты в своих воспоминаниях писали, что после приезда в Афганистан просто ужаснулись нищете, в которой прозябает местное население. Люди живут в убогих глиняных постройках, женщины готовят еду в примитивных печах тандырах, у многих даже нет теплой одежды и хотя бы какой-нибудь обуви.
Рядовой С. Фесюн, служивший в 1980-1981 годах, так рассказал о своих впечатлениях: «Когда мы приехали, зима была. Снега не было, но ветер, пронизывающий до костей, злой какой-то. Мы, солдаты, в ватных бушлатах и то мерзли. А местные крестьяне в это время босиком ходили. Все их жилища из песка и глины слеплены. Тогда же я увидел, как дерево продают на килограммы, тщательно взвешивая».
При этом афганские женщины работали с утра до вечера на своих полях, буквально не разгибая спины. У многих из них мужей либо убили, либо забрали на войну. Несмотря на тяжелую каменистую почву и отсутствие удобрений, они умудрялись как-то выживать.
Умеют стрелять
Если в самом начале афганской операции местное население радостно встретило советских воинов как освободителей, которые помогут в борьбе с душманами, то довольно скоро отношение изменилось сначала на настороженность, а затем – на откровенную ненависть к вражеским солдатам. Поэтому выстрелить в спину могли не только мужчины, выдававшие себя за мирных жителей, но и женщины.
Как и сейчас, в те годы Афганистан был буквально наводнен оружием. И всем его жителям волей-неволей приходилось уметь с ним обращаться.
О причинах ненависти, испытываемой местным населением к советским воинам, говорится в книге «Солдаты Афганской войны» (Новосибирск, 1999 год издания), которую написал непосредственный участник тех событий Сергей Бояркин. В этом документальном расследовании приведены воспоминания воинов-интернационалистов.
Например, военный переводчик капитан Алексей Чикишев (66 ДШБ, провинция Газни, 1984-1985 годы) рассказал: «...причина, вынуждавшая спецназовцев убивать мирных афганцев, была обусловлена «мерами предосторожности». Находясь в пустыне или горах на выполнении боевого задания в отрыве от главных сил, любая группа спецназа не могла допустить, чтобы ее местопребывание было раскрыто... Именно поэтому спецназ не мог позволить себе играть в гуманизм, когда ставкой была их собственная жизнь и выполнение задачи».
То есть, не доверяя афганцам, советские воины убивали мирных жителей, поскольку опасались, что случайный путник может рассказать душманам, где они находятся. Видя своих отцов, братьев или мужей застреленными из советского оружия, женщины начинали ненавидеть. А тут и до выстрела в спину недалеко.
Хотя нельзя утверждать, что убийства и грабежи мирных жителей, изнасилования и издевательства над пленными, если о таких инцидентах становилось известно командованию, оставались безнаказанными. В статье кандидата исторических наук Андрея Почтарева «Прокляты и забыты?», которая была опубликована в «Независимой газете » 13 февраля 2004 года сказано, что с декабря 1979 по февраль 1989 года к уголовной ответственности за различные преступления, совершенные на территории Афганистана, были привлечены 4 тысячи 307 воинов-интернационалистов.
Рожают много детей
Советских солдат удивляло и количество детей в семьях местных жителей. У тридцатилетней женщины вполне могло быть более 10 ребятишек, поскольку замуж в мусульманских странах принято выходить рано, а пользоваться средствами контрацепции запрещает религия.
По воспоминаниям участников афганской операции, голодные и оборванные малыши толпами обступали военных и наперебой просили милостыню. А ребята постарше вполне могли что-либо стащить, стоило лишь слегка зазеваться.
Не знакомы с традиционной медициной
Даже обычные для советских людей лекарства, вроде аспирина или антибиотиков, для жителей Афганистана были чем-то фантастическим. Поэтому рядовой или офицер, способный дать больному ребенку обычное жаропонижающее средство, сразу становился в глазах местного населения лекарем-волшебником.
Женщины-афганки всегда рожали дома, в лучшем случае – с помощью местной знахарки или опытных родственниц. О поездке в больницу, чаще всего, и речи не заходило.
Никогда не пробовали алкоголь
Еще одна особенность жительниц Афганистана, связанная с религиозными традициями, удивлявшая советских граждан – то, что они никогда в жизни не пробовали никаких спиртных напитков. Если мужчины, втайне от бдительных родственников или соседей, могли «расслабиться» в компании друзей, то в жизни женщин алкоголя просто не существовало.
Как известно, в составе Ограниченного контингента советских войск служили и представительницы прекрасного пола – медсестры, врачи, повара, парикмахеры и т.п. Общаясь с афганками, они немало удивлялись, что местные жительницы не знают вкуса спиртных напитков.
Орынганым Танатарова
Комментарии (14)