После запуска человека в космос Советский Союз попытался опередить американцев и в «лунной гонке». Однако разработанная для пилотируемого полёта на Луну тяжёлая ракета-носитель Н-1, прозванная «Царь-ракетой», оказалась непригодна к использованию.
Предназначение
Первая половина 1960-х годов была триумфальным временем для советской космонавтики. Один из самых амбициозных проектов предполагал вывод на орбиту 75-тонной космической станции, на базе которой планировалось собрать тяжёлый межпланетный корабль (ТМК), способный долететь до Марса или Венеры. С целью доставки компонентов станции инженеры ОКБ-1 начали разработку ракеты сверхтяжёлого класса Н-1. Со временем поставленные перед инженерами задачи изменились – было важно не допустить космического «реванша» американцев и первыми доставить советских космонавтов на поверхность Луны. Так «высоко» отечественные аппараты ещё не летали. Поэтому и параметры ракеты конструкторы заложили внушительные. Её высота составляла 101 метр, а вес – 2500 тонн. Грузоподъемность ракеты с первоначальных 75 тонн довели до 95 тонн. Ракету Н-1 предполагалось использовать в комплексе с двухместным экспедиционным космическим кораблём ЛЗ.
Особенности конструкции
Курировавший разработку Н-1 Сергей Королёв один за другим отклонял десятки поступавших ему на стол чертежей. Так, он отказался от установки ядерного ракетного двигателя (находившегося тогда лишь на ранней стадии разработки). Больше всего споров у специалистов ОКБ вызывал вопрос компоновки ступеней. Выгодную с экономической точки зрения полиблочную схему с параллельным делением на ступени пришлось отвергнуть по техническим причинам. Руководитель проекта остановился на моноблочной схеме с несколькими жидкостными ракетными двигателями. Такая конструкция должна была уменьшить массу шести подвесных сферических баков, часть которых заполнялась горючим, а часть – окислителем. Если какой-то из двигателей выходил из строя, его автоматически должна была выключить специально разработанная система контроля работы двигателей (КОРД). Три блока ракеты («А», «Б» и «В») создавались, чтобы вывести корабль на орбиту. Ещё двум блокам («Г» и «Д») предстояло доставить его к Луне. При разработке Н-1 советские конструкторы впервые испробовали ряд прогрессивных технологий. Например, у этой ракеты впервые появилась бортовая ЭВМ. Продвинулись инженеры и в обеспечении безопасности космонавтов, создав на случай аварии спасательную систему.
Конец проекта
Разработка Н-1 изначально шла не слишком быстро, ввиду того, что Минобороны СССР не видело в ракете потенциальной «дополнительной» пользы. Поэтому, когда в 1965 году дело дошло до испытаний, Сергею Королёву пришлось доказывать в Кремле важность проекта. Однако первый запуск ракеты состоялся лишь в 1969 году. Он оказался аварийным – как и последующие три. Дело в том, что одновременная работа множества двигателей приводила к непредвиденным эффектам: сильной вибрации, электропомехам и гидродинамическому удару на старте. Эти недоработки можно было бы устранить, если бы предварительно ракету проверили на стендах. Но на этом решили сэкономить. Судьбу «Царь-ракеты» диктовали политики – а они не до конца понимали, чего, собственно, хотят от космической отрасли. Удержание статуса «космической сверхдержавы» ради имиджа было для Советского Союза слишком дорогим удовольствием. Впрочем, конструкторы полагали иначе.
«Комплекс Н-1, отнявший столько средств, сил и лет, погиб не столько из-за технических трудностей, а потому, что стал разменной монетой в игре политических и личных амбиций», – говорил один из разработчиков Сергей Крюков.
Американцы в «лунной гонке» действовали более целенаправленно – поэтому закономерно, что именно они первыми из землян ступили на поверхность Луны 5 февраля 1971 года.
Советская же ракета Н-1 разделила участь Царь-колокола и Царь-пушки. В истории она осталась дорогостоящей «игрушкой», обошедшейся народному хозяйству в 4-6 млрд рублей. Разработки были полностью прекращёны в 1974 году, а советская общественность узнала о них лишь в 1989 году.
Комментарии (0)