Торговля всегда была и остается важной сферой жизни Киева. А где, как не на рынках, она велась активнее всего? Расскажем, где стояли самые популярные базары Киева, как надували мясо и что такое «евбазовский» жаргон.
Какие были базары
Самыми популярными базарами в Киеве начала 20го века считались Троицкий (сейчас на его месте НСК «Олимпийский»), Еврейский базар или в простонародье Евбаз, на Галицкой площади (сейчас там располагается цирк), рынок на Владимирской площади (на его месте сейчас Дворец «Украина») и, конечно, Бессарабский рынок.
Буба Касторский на базаре
Вообще, базарная торговля в Киеве – это некий утерянный стиль жизни, своего рода забытое искусство. «Со знанием дела» о базарной жизни 1900-х рассказывал в своей книге актер Борис Сичкин, запомнившийся зрителям по роли Бубы Касторского из «Неуловимых мстителей». Отец Бориса умер рано и дети (в семье их было семеро) старались своими силами помогать семье и зарабатывать на пропитание.
«По соседству с нашим домом был Троицкий рынок. Когда базар к вечеру стихал, там собирались карманники, домушники, налетчики. Я для них выступал: на деревянных стойках бил чечетку, цыганскую пляску, «Яблочко», «Барыню». Со временем перешел на танец с куплетами. Уголовники ко мне относились хорошо, а главное, спасали меня от голода», – рассказывает Борис Сичкин. Впрочем, танцы были не единственным способом заработка.
Тонкости торга
Маленький Боря подружился с сиротой Хаимом, который всегда ходил в длиннополой солдатской шинели. Они вдвоем нередко наведывались на овощной склад по соседству. «Я толкал его на картошку, а Хаим в своей нелепой шинели падал, незаметно загребая картошку в рукава, – рассказывал Сичкин. – Клубней набивалось великое множество.
Эту картошку Хаим на базаре раскладывал кучками и продавал. Картошка у него была хуже, чем у остальных торговок, но он просил за свои кучки больше денег и не уступал покупателям ни копейки, более того, советовал покупать картошку у других торговок. Последнее окончательно выбивало покупателей из колеи. Они уже не могли оторваться от Хаима, словно загипнотизированные. Коллективный гипноз завершала небрежно брошенная моим другом фраза: «Не становитесь! Всем не хватит!» После этих слов картошка раскупалась мгновенно. Наверное, именно у него я впервые получил уроки актерского мастерства».
Такими были киевские рынки, где успех торговли заключался не столько в хорошем, качественном товаре, как в умении его продать и харизме торговца.
Что почем
На Евбазе всегда царило разнообразие, шумиха и толкотня. Рынок был образован в 1858 году, чтобы наладить официальную публичную торговлю еврейской общины. Прилавки и рундуки ломились от невероятного изобилия товаров на любой вкус и карман, обволакивали ароматы овощей и фруктов. На два рубля можно было доверху заполнить две большие корзины всякими продуктами.
Базары ценились главным образом потому, что там все стоило дешевле. Для сравнения в бакалейной лавке фунт (400 гр.) подсолнечного масла стоил 18-20 коп., а на базаре столько же отдавали за 13-15 коп. За фунт говядины селяне на базаре брали 11-15 коп., а в магазине ее отпускали по 18-20 коп. Учитывая, что на рынке продажа шла оптовая, потому что мясо, соль, сахар отпускали пудами (16 кг), молоко или сметану – ведрами (12,5 л), овощи и фрукты – сотнями, выгода была очевидной.
За вдохновением на рынок
Евбаз ни в чем не уступал до революции Подолу ни по количеству евреев, ни по плотности проживания на одном квадратном метре, ни по колоритности посетителей. Местные настолько привлекали внимание, что некоторые писатели брали их образы за основу для своих литературных героев.
В романе «Как закалялась сталь» упоминается бандит Минька Череп, от банды которого главный герой защищает девушку. Человек с таким прозвищем на самом деле жил на Евбазе. Его так прозвали за странную форму головы. Позже он стал известным налетчиком, и его на самом деле застрелил сам Островский.
Китайская мафия
Торговали на Евбазе продавцы, кажется, все национальностей. Заметней всего были китайцы, которые завербовались на заработки в Россию еще во время Первой мировой войны. Они продавали «экзотический товар» вроде разноцветных бумажных фонариков и фигурок, вееров, серебристых шариков на ниточке-резинке и еще много подобных штучек.
В разгар нэпа действовали криминальные группировки. К примеру, китайская мафия среди прочего контролировала разлив и продажу контрабандной водки на базаре.
Был на Евбазе свой язык. Он нем писал Михаил Френкель в рассказах «Дело было на Евбазе». «Шишами, шаствуйздра!», так поприветствовал Михаила его старый друг, с которым они вместе выросли в окрестностях Евбаза. Казалось бы, какая-то неразбериха. Но если разобраться, все очень просто. Главный принцип «евбазовского» языка заключался в том, чтобы переставлять слоги в словах и добавлять «ш». Получается, что странная фраза означает всего лишь «Миша, здравствуй!».
Для чего был изобретен этот жаргон, никто сейчас точно не скажет. Возможно, чтобы продавцы могли переговариваться между собой так, чтобы не понимали окружающие? Кто знает, но ребята, снующие по базару, активно использовали «диалект» между собой.
Сейчас покупатели злятся на то, что мясо накачивают жидкостью и, например, куриное филе после приготовления уменьшается раза в два. В 1900-х химическая промышленность была развита не так сильно, и у торговцев на базарах были свои хитрости «выгодной» торговли.
К примеру, один такой способ раскрыли в газете «Киевлянин» в 1889 году. «Наши мясники надувают мясо при помощи небольших трубочек, в которые воздух вдувается иногда мехами, а по большей части ртом. Такой способ обработки мяса прямо направлен к обману покупателей, т.к. при этом мясники продают им худшее мясо за лучшее». Благо сейчас такие махинации на рынках не используют. В ходу, конечно, есть новые, но это уже совсем другая история.
Рынки были отдельным миром, живущим по своим законам и правилам. Сейчас многих из них уже давным-давно нет, но их истории живы и рассказывают о колоритных персонажах и жизни сотен людей, связанных с торговыми рядами на Евбазе или Троицком.
Елизавета Поддубей
The post
Комментарии (0)