Во время Фолклендской войны вместе с советскими траулерами находился разведывательный корабль.
Во второй половине ХХ века советский рыболовецкий флот вышел в Мировой океан. Появился термин «океанический лов». Многочисленные группы больших морозильных рыболовецких траулеров – БМРТ – ловили рыбу во всех океанах планеты. Но в антарктических водах Атлантического океана спокойная рыбалка у наших рыбаков не получалась. О причинах проблем советских рыбаков у аргентинских берегов мы расскажем в этой статье.
Первый конфликт
В 60-х – 70-х годах ХХ века советский рыболовный флот стал пополняться средними рыболовными траулерами морозильными – СРТМ – типа «Океан», большими морозильными рыболовными траулерами – БМРТ – типов «Пушкин» и «Маяковский», различными плавбазами. Это позволило перейти от прибрежного лова к океаническому. Суда уходили в море на 8-9 месяцев, в иностранных портах менялись экипажи, улов забирали плавбазы, бункеровку топливом проводили специально выходящие в район лова танкеры. Но иногда руководство Минрыбхоза СССР совершало ошибку – без согласования определяя район лова в экономической зоне какой-либо страны. По международному морскому праву, экономическая зона – это акватория, имеющая границу 200 морских миль – около 370 км – от побережья страны. В ней запрещается любая хозяйственная деятельность (ловля рыбы, добыча полезных ископаемых, прокладка трубопроводов, линий связи и т.д.) без разрешения страны, которой принадлежит экономическая зона. Охрану таких зон осуществляют специальные корабли. В ХХ веке их называли кораблями охраны рыболовства. В XXI веке они стали классифицироваться как OPV- Offshore Patrol Vessel.
У берегов Аргентины есть так называемая Патагонская банка. Это относительно мелководный район, очень богатый рыбой. Аргентина запретила всем иностранным рыбопромысловым судам проводить лов в своей экономической зоне. Но советский Минрыбхоз продолжал направлять свои суда на лов в этот район. Первый раз Аргентина задержала два советских траулера в 1969 году. Задержание было громким. Советские траулеры попытались уйти, аргентинскому сторожевику пришлось выпустить четыре снаряда по одному из них. Но почему-то в Москве не вняли предупреждению. В сентябре 1977 года ВМФ Аргентины провел масштабную операцию под командованием главкома ВМФ Аргентины адмирала Э. Массера. На перехват рыбаков вышли аргентинский авианосец «Veinticinco de Mayo» V-2, крейсер «General Belgrano» C-4 и четыре эсминца — «Rosales» D-22, «Seguн» D-25, «Py» D-27, «Piedra Buena» D-29. Аргентинцам нужен был скандал, и они его сделали. 21 сентября были задержаны семь советских и два болгарских траулера. Болгарский траулер «Офелия» был обстрелян за отказ застопорить ход. Траулеру были нанесены значительные повреждения и ранены несколько рыбаков. Во время высадки группы захвата на один из советских траулеров, перевернулся аргентинский катер. Находившиеся в нем моряки утонули.
21 сентября в 19-00 по местному времени по требованию аргентинского эсминца был остановлен мурманский производственный рефрижераторный траулер – ПРТ – «Апатит». На борт был высажен десант, который арестовал капитана и двух помощников. Аргентинский эсминец «Rosales» D-22 захватил «Буссоль», «Теодор Нетте» и «Магнит». Все корабли были арестованы и направлены в аргентинский порт Мадрин. Через пять дней был задержан траулер «Нерей» типа «Суператлантик» из Калининграда. Это задержание было явно незаконно, так как сами аргентинцы определили его местонахождение вне зоны в 200 морских миль, то есть ВМФ Аргентины захватил гражданское судно в открытом море. Завершилось всё высадкой десанта на ещё два траулера – мурманские ПРТ «Прокопьевс» и «Франс Галс». Задержание «Прокопьевска» стало верхом беззакония. Во-первых, он находился на расстоянии 216,5 миль от побережья, то есть вне экономической зоны Аргентины, а, во-вторых, он не производил лов рыбы, а занимался ремонтом главного двигателя. Тогда же арестовали два болгарских траулера «Офелия» и «Аурелия». Всё происходило со стрельбой, корабли были повреждены, некоторые рыбаки ранены, один из них лишился ноги. Когда «Прокорьевск» попытался оказать болгарам помощь, аргентинский эсминец навел на траулер свои орудия и передал по радио: «В случае начала движения открываю огонь». Как выяснилось потом, это были не простые угрозы. Адмирал Массера приказал топить рыболовные суда в случае неподчинения.
Эта операция выглядела на первый взгляд странной. На самом деле военная хунта, находящаяся у власти в те годы, взяла курс на установление контроля над Фолклендскими (Мальвинскими) островами, и контроль над морем и экономической зоной был первым этапом этого плана. Необходимо так же признать, что советские рыбаки нарушили международное морское право.
Всё завершилось морским судом. Национальный морской префект Аргентины вынес своё решение. Капитаны судов приговаривались к штрафу. Вся рыбная продукция была конфискована, в том числе 1 000 тонн рыбы, пойманной у берегов Африки и Южной Георгии, рыбной муки и консервов.
Фолклендская война
После всего произошедшего, руководство Минрыбхоза запретило советским рыбакам ловить рыбу в экономической зоне Аргентины. Одной из задач пункта материально-технического обеспечения ВМФ СССР в ангольском порту Луанда стала охрана советских рыбопромысловых судов в Южной Атлантике.
Аргентинская военная хунта продолжала проводить свою линию на военное противостояние с Великобританией из-за Фолклендских (Мальвинских) островов. Дело шло к войне. После того, как аргентинцы высадились на острове Южная Георгия, захватили другие острова и заняли столицу Фолклендов Порт-Стенли, Великобритания направила эскадру для восстановления статус-кво. Сегодня многие не знают о Фолклендской войне, но её тщательно изучают в военно-морских академиях всех стран. В этой небольшой войне сконцентрировались все тактические наработки и технические возможности современной морской войны конца ХХ века.
Английская эскадра состояла из 136 боевых кораблей, вспомогательных и мобилизованных судов. Атлантику пересекали два авианосца («Гермес» и «Инвинсибл»), 11 эсминцев, 27 фрегатов, 4 подводные лодки (3 атомные и 1 дизель-электрическая), 2 десантно-вертолетных корабля-дока, 6 больших десантных кораблей, 48 транспортов и вспомогательных судов (включая самый большой в мире пассажирский лайнер того времени «Куин Элизабет 2») и 36 танкеров. На кораблях находились 9 000 десантников, 70 самолетов вертикального взлета «Харриер» и «Си Харриер» и свыше 80 вертолетов различных типов. С американской базы на острове Вознесения поддержку им осуществляли английские стратегические бомбардировщики «Вулкан».
Ту-95МС. Фото: wikipedia/Sergey Krivchikov
Понятное дело, что СССР не мог упустить возможности собрать как можно больше информации об английском флоте в состоянии боевой готовности. Первыми подняли шум английские журналисты. Они утверждали, что советские разведывательные спутники «Космос-1345» и «Космос-1346», запущенные 31 марта 1982 года, проводят наблюдение за Фолклендскими островами, следят за перемещением английского флота и передают через Кубу информацию в Буэнос-Айрес. Накал страстей был таков, что вмешался советский МИД. Передавал информацию СССР, или нет – доподлинно не известно. В советский период МИД занимал однозначную позицию – «СССР никакой информации со своих спутников Аргентине не передавал». Через 10 лет, в 1992 году высокопоставленный сотрудник МИД, отвечавший в восьмидесятые годы за советско-аргентинские отношения, подтвердил корреспонденту «Комсомольской правды» Сергею Брилёву, что такая информация аргентинской стороне передавалась.
Но англичан «вели» не только спутники. Самолеты дальней разведки Ту-95РЦ, базировавшиеся на гвинейский аэродром в Конакри и ангольский аэродром в Луанде, наблюдали за эскадрой Великобритании на её пути на юг. Одновременно со слежением проводилась оптическая и радиотехническая разведка. Кстати, именно тогда, советская разведка впервые увидела контейнеровоз, переоборудованный во вспомогательный авианосец с «Харриерами» на борту. Один раз, уже во время боевых действий, экипаж Ту-95РЦ получил приказ найти в южной Атлантике авианосец «Гермес» и внимательно его рассмотреть на предмет попадания в него ракеты «Экзосет». Прошла информация, что «Гермес» якобы поврежден аргентинскими ракетами и вышел из зоны боевых действий. Задачу выполнили, подлетев к авианосцу на малой высоте. Справедливости ради надо сказать, что американцы занимались тем же.
Рыбаки на войне
Но вернемся к советским рыбакам. СССР рыбалку в Южной Атлантике не прекращал, только она проводилась не в экономической зоне Аргентины. В 1982 году в тех водах работали от 30 до 40 советских траулеров. Получилось так, что советские рыбаки оказались между аргентинцами и английским флотом. Траулеры поспешно отошли, но рыбалку не прервали. Немного отвлекаясь от темы рассказа, скажем, что именно тогда на прилавках магазинов появилась паста «Океан» из криля. Это была новинка в линейке морепродуктов Минрыбхоза, и добычу криля останавливать было нельзя.
Боевые действия на море начались с потопления английской атомной подводной лодкой «Конкерор» HMS «Conqueror» S-48 аргентинского крейсера «Генерал Бельграно» ARA «General Belgrano» C-4. Атака была произведена вне 200-мильной зоны, объявленной англичанами «зоной военных действий». Погибло 300 моряков. Советские рыбаки получили сигнал бедствия, но подойти не решались, так как недалеко находилась зона боевых действий, и гарантий, что из неё ничего не прилетит, не было. Сутки МИД СССР согласовывал вопрос с британским Форин офисом. Наконец, разрешение было получено. Быстрее всех к месту гибели крейсера подошел севастопольский БМРТ «Белокаменск». Температура воды была семь градусов тепла, с момента гибели корабля прошло более суток. Рыбаки подняли на борт пять моряков крейсера в гидрокостюмах. Они были мертвы. По распоряжению из Москвы поиск прекратили, и траулер пошел в Рио Гаьегас. В порт не заходили, тела передали на рейде на катер. В бинокли было видно, как на набережной собрались едва ли не все жители города.
Аргентинский авианосец PAL VdeMayo V-2. Фото: wikipedia/Ennio Chiecchio
Группа советских траулеров была «с секретом». Внутри группы находился разведывательный корабль советского ВМФ, который проводил радиотехническую разведку зоны боевых действий. Выяснилось это случайно. В начале боевых действий, аргентинское командование приняло решение проверить группу траулеров, чтобы убедиться, что среди них нет английских фрегатов. Взлетевший с единственного аргентинского авианосца «Veinticinco de Mayo» V-2, противолодочный самолет «Треккер» S-2E обнаружил группу из 25 советских и польских траулеров, которые вытягивали свои сети и уходили из будущей зоны военных действий. При этом аппаратура самолета зафиксировала работу неизвестного радара большой мощности. На «рыбаках» стояли только навигационные РЛС. Аргентинский летчик решил, что английский фрегат все-таки находится среди траулеров. Но никаких боевых кораблей обнаружено не было. Уровень сигнала ясно показывал, что «Треккер» сопровождает мощная РЛС. Уже потом, после окончания конфликта, стало известно, что между рыбаками находился советский разведывательный корабль, сделанный в корпусе рыболовного траулера. Он следил за действиями обеих флотов.
Заключение
Неформальным итогом Фолклендской войны стал отказ западных производителей оружия продавать Аргентине современные системы вооружений. Стране продают только сильно устаревшее оружие, не позволяющее провести какую-либо современную военную операцию
Советские рыбаки продолжали лов рыбы в Южной Атлантике. После развала СССР океанический лов резко сократился, и лишь в последние годы он стал возрождаться. Так, возобновлен океанический лов за пределами экономической зоны Чили.
Комментарии (0)