«Ампир V» — или почему Пелевина лучше читать, а не смотреть
13:25 31 марта 2022
31 марта 2022 года в кинотеатрах должен был выйти долгожданный фильм по роману Виктора Пелевина «Ампир V». Премьеру перенесли на неопределенный срок, но мы успели посмотреть картину и делимся своими впечатлениями.
"Ампир V" (2022), реж. Виктор Гинзбург Кадр из фильма
Пожалуй, ни один другой отечественный фильм не ждали так долго и так жадно. Инвесторы менялись, сроки сдвигались, премьера откладывалась. Дошло до краудфандинга и сбора донатов с преданных поклонников Пелевина (забавно, ведь сосать баблос из простого люда — главное занятие вампиров). Картина должна была выйти на большие экраны сегодня, но тут снова не сложилось. Мы надеемся, что лента все же дойдет до зрителя. А так как мы ее уже посмотрели - спешим рассказать, что о ней думаем.
Пробежавшись по страницам романа
Читавшие первоисточник сюжет помнят. Фильм как может его повторяет. Рома Шторкин — молодой ничем не примечательный парнишка, чья жизнь обещает быть сложной, бедной и вполне вероятно короткой — волею судьбы встречается с настоящим вампиром. Вампир носит имя заморского божка Брама и собирается покинуть этот грешный мир, но прежде должен создать нового вампира и оставить вместо себя. Так парень Рома превращается в вампира Раму. Новоиспечённый кровосос приступает к обучению под присмотром наставников. Оказывается, вампиры — это не просто монстры из телевизора, а привилегированная каста серых кардиналов, которые правят миром людей и сосут не красную жидкость (слово «кровь» вампиры не употребляют), а баблос. Чтобы стать полноправным членом этого элитного общества Рама должен освоить две главные дисциплины — Гламур и Дискурс. Во время обучения, Рама знакомится с Герой — молодой вампирессой. Между юными вампирами, конечно же, начинаются странные и сложные отношения, которым мешает Митра — наставник Геры. Рама разрывается между желанием постичь тайны мироздания и желанием утереть нос Митре.
Гламур победил дискурс
"Ампир V" (2022), реж. Виктор Гинзбург Кадр из фильма
Однозначно старались сделать не просто экранизацию, а стильную вещь. И в этом отношении — полная победа. Что называется, дорого богато. Но пока гнались за красивой картинкой, упустили многое из содержания. Кажется, кто-то плохо усвоил уроки вампирской мудрости и отдал предпочтение гламуру, забыв о дискурсе.
«Ампир V» — это не просто история про молодого парня, который стал вампиром. Простую фабулу Пелевин всегда прячет в сотни слоев: подтекстов, отсылок, аллюзий и метафор. Это смесь ветхозаветных истин, поп-культуры, религиозных догматов и философских теорий. Здесь Нео встречает Воланда, а Маргарита садится в Майбах вместе с Дракулой.
Но как показать божественный лик? Как снять экзистенциальный кризис? Как сыграть катарсис? Даже несмотря на развитие технологий и возможности компьютерной графики, кинематограф ограничен в средствах выразительности. То, что можно описать словами на бумаге — не всегда можно перенести на экран. В этом то и главная проблема.
Гинзбург щедро использует компьютерную графику, чтобы показать, какие метаморфозы переживает Рама, как изменяется спектр его восприятия. Реальность плывет, выворачивается и принимает причудливые формы, перетекающие друг в друга, прошлое и будущее сливаются воедино — настоящая психоделическая феерия. Вот только выглядит это словно кто-то втихоря вклеил в фильм какие-то инородные куски, какие-то клипы.
Комарик и Князь мира сего
"Ампир V" (2022), реж. Виктор Гинзбург Кадр из фильма
А пока в кадре торжество компьютерной графики, экранное время неумолимо уходит и герои не успевают раскрыться. Особенно обидно за Митру в исполнении Мирона Фёдорова. Он словно был рожден для этой роли (и для поэтической дуэли), он так органичен в образе Митры, так чертовски хорош. Но ему катастрофически не хватает хрона. Митра кажется заносчивым, хвастливым щёголем, но кто читал роман, помнят — он намного глубже. Это всё равно, что вырезать половину Джокера из «Тёмного рыцаря».
С другими героями всё то же самое. Они быстро стремительно появляются и также стремительно гаснут, не успев как следует раскрыться. Это настоящее преступление, потому что каст у фильма сильный — Павел Табаков, Владимир Долинский, Вера Алентова, Виктор Вержбицкий и прекрасная Таисия Радченко в роли Геры.
Это уже не первая попытка Виктора Гинзбурга экранизировать Пелевина. В 2011 году он же снял «Generation П». Тогда зрители разделились на два лагеря — кто-то истерично хвалил фильм, а кто-то нещадно ругал. Но равнодушных точно не осталось. Хотя это скорее заслуга самого Пелевина. Его книги — это всегда бунт, всегда провокация и всегда китч. Но полноценно перенести их на экран практически невозможно. По крайней мере, и в этот раз чуда не произошло.
Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.
Комментарии (0)