В СССР были гениальные инженеры и конструкторы. Они придумывали очень крутые и смелые аппараты, аналогов которым почти не было в мире. К сожалению, сейчас в эпоху менеджеров тяжело представить даже возможность таких гениальных разработок. К сожалению, преемственность передачи знаний почти полностью загублена.
От автора: За последние годы удалось прикоснуться вживую к некоторым гениальным разработкам прошлого. Давайте про них и расскажу.
1. Советский орбитальный корабль-ракетоплан «Буран» на космодроме Байконур
Первым в списке хочется выделить, конечно, корабль «Буран». Единственно летающий образец этого грандиозного проекта уже давно уехал в металлолом. Но его братья до сих пор можно встретиться по миру.
Один из них находится около торгового центра где-то в Краснодарском крае, один радует детей на ВДНХ в Москве. Еще один образец стоит в Жуковском и готовится стать макетом. Те образцы, которые хочу показать я и с которых лично немного стер пыль стоять в степях Казахстана на аэродроме Байконур. На фото можно видеть один макет и один корабль «Буря» (был готов на 95 процентов) — это модифицированный «Буран».
15 ноября 1988 года ракета-носитель «Энергия» подняла на орбиту корабль многоразового использования «Буран». «Буран» по многим параметрам превосходил американские аналоги. Его первый полёт прошёл полностью в автоматическом режиме, включая посадку.
В 1993 году, после распада СССР, программа «Энергия — Буран» была полностью закрыта.
Когда я представляю насколько грандиозный это был проект и сколько силу было в него вложено, то невольно развожу руками. Сама идея придумать такой корабль — это круто. А то, что удалось провернуть испытательный полет и вернуть корабль на Землю — это вообще из разряда фантастики. Советский Союз (несмотря на многие НО) мог удивлять и строить крутейшие проекты.
2. Экраноплан «Лунь» в республике Дагестан
Советский ударный экраноплан проекта 903, разработанного в КБ им. Алексеева в Нижнем Новгороде. Создан на заводе «Волга» (ныне он называется «Красное Сормово») и является единственным полностью построенным кораблём проекта 903 из восьми планировавшихся.
Экраноплан предназначен для поражения надводных кораблей из состава корабельных ударных группировок, десантных соединений, конвоев и одиночных кораблей противника. Экраноплан «Лунь» благодаря относительно высокой (для надводных и низковысотных носителей) скорости движения и незаметности для корабельных радаров может подходить к целям на расстояние пуска ракет.
Наверное самый популярный аппарат прошлого года. Туда не скатался уже только не ленивый и не посмотрел его. Долгое время экраноплан стоял на территории завода «Дагдизель» в городе Каспийск около Махачкалы. Но в прошлом году было принято решение перевезти его за Дербент и поставить в новый парк «Патриот». Вот прямо на пляже. Это был долгий процесс буксировки и попыток вытащить «Лунь» на берег. Мы были относительно недавно снова в тех краях и заехали посмотреть, что сейчас творится с гениальным изобретением.
Хочу сказать, что экраноплан уже вытащили на берег и вода не разрушает его. Хотя если ходить смотреть фюзеляж, то можно обратить внимание, что обшивка сильно повреждена длительным нахождением на заводе и под воздействием моря во время буксировки и долгого «лежания» на пляже. Окружающая территория не выглядит слишком быстро строящейся. Рядом свезли пару самолетов без крыльев и разрушенный вертолет. Вокруг висят красивые карты того, как будет здесь красиво, но пока с трудом в этом верится.
Но стоит признать, что из всех трех объектов сегодняшнего поста, экраноплану «Лунь» может быть когда-нибудь еще и повезет.
Верим в это.
3. Стоянка списанных судов на подводных крыльях «Метеор» в Пермском крае
Самая последняя находка из нашего списка. Буквально в этом месяце удалось посмотреть этих невероятных красавцев. Можете посмотреть этот пост. Знаю, что они еще совершают рейсы по миру, но именно эти кажется встали тут на вечную стоянку.
Однопалубный дюралевый речной теплоход на подводных крыльях «Метеор» оснащён дизельным двигателем. В автономном режиме без дозаправки, теплоход доставляет пассажиров на расстояние не более 600 км по судоходным рекам и пресноводным озёрам России. Туристические экскурсии или деловые междугородние поездки на теплоходе «Метеор» осуществляются только в светлое дневное время. Дистанционный контроль за движением судна из ходовой рубки осуществляется командой из 3 человек.
Вот такие гениальные изобретения своего времени теперь раскиданы по нашей стране. Кажется при грамотном использовании из них можно было бы сделать крутые музейные экспонаты хотя бы для потомков (такие примеры кстати есть), но еще больше кажется, что это просто никому уже не надо.
Комментарии (8)