Мы призываем людей замечать не только плохое, а почаще открывать своё сердце для добра.

16 октября 1941 года: день, когда хотели взорвать московское метро

Срочные работы по демонтажу и эвакуации оборудования московского метрополитена и подготовке к последующему взрыву этого грандиозного транспортного узла столицы были вызваны реальными опасениями захвата гитлеровцами Москвы – к октябрю 1941 года враг фактически стоял у ворот.

Октябрьская паника

В октябре 1941 года советские войска потерпели сокрушительное поражение в Вяземской операции, в результате чего фронт вплотную приблизился к Москве. Сталин издал секретное постановление об эвакуации столицы СССР. Высший партаппарат, иностранные посольства, другие учреждения и стратегически важные организации, предприятия должны были переехать в отдаленные города. Несмотря на секретность, информация о сталинском указе распространилась по Москве с быстротой молнии, спровоцировав массовую панику.

Дни с 16-го по 19 октября были для большинства москвичей наполнены тревогой и беспокойством - никто не знал, что ждет город. Отопление и радио не работали, газеты не выходили. Из Москвы бежали семьями и партийные работники, и простые служащие. Неразбериха вызвала многочисленные случаи бандитизма, грабежей, мародерства.

Ситуацию пришлось взять под строжайший контроль силовыми методами, введя в столице 19 октября осадное положение. За преступления наказывали по закону военного времени - вплоть до расстрелов. Лишь парад 7 ноября 1941 года, проведенный на Красной площади, сумел в какой-то степени психологически мобилизовать население Москвы для дальнейшего отпора гитлеровцам.

Сутки «Х»

С 15-го по 16 октября 1941 года московский метрополитен пережил сутки «Х»: это было время, когда решалось, взрывать его или нет. Судьбоносное решение по поводу будущего метрополитена принимал человек, именем которого метро и было в свое время названо, – председатель Совета по эвакуации Лазарь Каганович.

С утра 16 октября московский метрополитен не работал - впервые со дня его открытия в 1935 году. С ночи 15-го согласно приказу Кагановича в подземке уже велись работы по подготовке к взрыву: объект по указанию Лазаря Моисеевича «должен быть разрушен любым способом». Тоннели метро готовили к затоплению, демонтировали трансформаторы, на станции «Динамо» разбирались эскалаторы. Собирались провести эвакуацию подвижного состава и оборудования метрополитена. Часть метро намеревались затопить, остальные объекты минировались.

По постановлению Государственного Комитета Обороны СССР от 15 октября, подписанного председателем ГКО И. В. Сталиным, «в случае появления противника у ворот Москвы все электрооборудование метро (исключая водопровод и канализацию)» обязаны были взорвать.

Однако уже к концу дня 16 октября все эти подготовительные действия были свернуты - консервация метрополитена усиливала и без того паническое настроение жителей столицы. Метро решили не уничтожать. Кстати, вместе с метрополитеном к полной ликвидации были подготовлены свыше тысячи предприятий Москвы, из них около половины имели оборонное значение.

С возобновлением функционирования московского метрополитена до конца Великой Отечественной войны в нем были построены и введены в эксплуатацию 7 станций. «Оставленное в живых» московское метро само способствовало появлению новой жизни – за годы Второй Мировой в метрополитене, отдельные станции которого использовались в качестве бомбоубежищ, во время воздушных тревог родились 217 маленьких москвичей.

https://russian7.ru/post/16-oktyabrya-1941-goda-den-kogda-kh...


Источник: 16 октября 1941 года: день, когда хотели взорвать московское метро
Автор:
Теги: Год метро Будущее быль взрыв

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Запретные фотографии: варшавское гетто летом 1941 года
Запретные фотографии: варшавское гетто летом 1941 года
5
Жизнь прекрасна 21:00 13 фев 2017
Третьяковская галерея предложит собственные билеты в московское метро
Третьяковская галерея предложит собственные билеты в московское метро
0
Интересный мир 01:10 31 дек 2016
Вещи, которые стоит делать, когда вы возвращаетесь домой каждый день
Вещи, которые стоит делать, когда вы возвращаетесь домой каждый день
8
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 07:51 16 мар 2024
23 факта из 80-летней истории московском метро, многие из которых Вас поразят
23 факта из 80-летней истории московском метро, многие из которых Вас поразят
0
Интересный мир 10:15 07 ноя 2016
В каких городах России есть метро: список
В каких городах России есть метро: список
2
Интересный мир 10:45 29 июн 2016
20 «модников» из метро, которые не привыкли смотреть в зеркало перед выходом на улицу
20 «модников» из метро, которые не привыкли смотреть в зеркало перед выходом на улицу
4
Здесь только хорошие новости! 13:50 09 май 2018
Нестандартные советы на каждый день
Нестандартные советы на каждый день
1
Человек познаёт мир 07:38 21 сен 2024
22 августа 1941 г. 75 лет назад «День рождения» знаменитых «наркомовских ста граммов».
22 августа 1941 г. 75 лет назад «День рождения» знаменитых «наркомовских ста граммов».
0
Настоящая история 12:02 26 авг 2016
4 случая, когда лучше не сохранять брак
4 случая, когда лучше не сохранять брак
89
Женский развлекательный и поучительный сайт. 13:33 17 июл 2020
Яжемать в метро: незамутненное хамство или право имеет?
Яжемать в метро: незамутненное хамство или право имеет?
18
Интересности 10:01 04 июн 2019
Правда о расстрелах заключенных в украинских тюрьмах летом 1941 года.
Правда о расстрелах заключенных в украинских тюрьмах летом 1941 года.
0
Настоящая история 16:02 14 дек 2016
Новосибирское метро
Новосибирское метро
0
Интересный мир 23:10 14 июн 2016

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства