Мы призываем людей замечать не только плохое, а почаще открывать своё сердце для добра.

Золотое перо нашего кинематографа

Удачное кино превозносит до небес имя своего режиссера и добавляет славы актерам. Неудачное — обрекает их на критику и долгое послевкусие разочарования.

Роль же сценариста в этом смысле по-своему уникальна: его имя почти всегда остается в тени режиссерской удачи, да и критике подвергается редко. Хотя именно канва фильма, его сценарий, и позволяет режиссеру «вышивать» картину — когда простыми нитками, когда — разноцветным мулине, когда — нитяным золотом.

30 января не стало Виктора Мережко. Безусловно, его имя было известно не только в кругу кинодеятелей, хотя о его роли и в популяризаторстве киноискусства, и в его развитии стоит сказать отдельно, ведь он и в том, и в другом успел сделать очень многое. Но за свою жизнь Виктор Иванович написал более 70 сценариев, по которым были сняты культовые киноленты. А на вопрос, кто снял, например, «Родню», любой уважающий себя кинолюб бодро ответит — Михалков! И будет прав, конечно.

Да только сценарий писал Мережко, придумав его персонально для гениальной Мордюковой. Все сочинилось им после приезда в гости из Ростова тещи. Нонне Викторовне было в тот момент очень тяжело — случилась беда с сыном, он «сел» на наркотики, и она умоляла Мережко написать «под нее» комедию, чтобы хоть как-то отключиться от терзаний.

Так и родилась на свет легендарная картина, действительно блистательно снятая Никитой Сергеевичем. Ну а сценарий фильма «Полеты во сне и наяву», картины, тоже ставший культовой, был справедливо отмечен для Виктора Мережко госпремией, но в памяти большинства упрямо ассоциируется только с именем прекрасного режиссера Романа Балаяна.

Этот фильм, по глубине соперничающий с «Отпуском в сентябре» («Утиной охотой» Александра Вампилова), не просто стал ярким явлением в кинематографе, а претендует на роль глубочайшей философской картины, вскрывшей ментальное состояние человека, вступившего в кризис среднего возраста. О невозвратности и колоссальности этой потери.

70 сценариев. 17 пьес, полсотни рассказов, придуманный им «Киношок», участие в основании «Ники», «Кинопанорамы» и цикл «Мое кино», отличные режиссерские работы — все это был Виктор Мережко, стильный, с неизменной улыбкой, не выглядевший на свой возраст и не проводивший ни дня без того, чтобы что-то не написать — таким было его кредо. Спасибо, Виктор Иванович, за изумительные фильмы. Будь ты проклят, коронавирус.

 


Источник: Золотое перо нашего кинематографа
Автор:
Теги: Общество кинематограф актер беда быль возраст

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства