Мы призываем людей замечать не только плохое, а почаще открывать своё сердце для добра.

ЗИЛ. Как это было?

Завод ЗИЛ – известнейший автогигант столицы. Возникший как первый автомобильный завод еще в дореволюционной России, он превратился в лидера автопрома в советское время. Автомобили этой марки неизменно составляли список Гаража особого назначения.
Сотрудники ЗИЛа – отдельная категория жителей столицы со своим жильем, детскими садами, поликлиниками, санаториями. Своим университетом, Домом культуры и даже своей футбольной командой.
Настоящий город в городе.

Завод был построен на территории, известной несколькими объектами: Симонову и Даниловскому монастырям и Тюфелевой роще. В начале XX века там появились несколько заводов, в том числе первый автомобильный завод в России.



Завод сменил несколько названий: АМО, 1-й ГАЗ, ЗИС, ЗИЛ. Носил имена итальянского анархиста Пьетро Ферреро, Иосифа Сталина, директора завода Ивана Лихачева.



В 1924 году первые десять грузовиков АМО-Ф-15, выкрашенных в красный цвет, проехали по Красной площади. Дальше был испытательный пробег, после которого начался их серийный выпуск.



Карнавал во Дворце культуры 1-го Государственного автомобильного завода имени И. В. Сталина в честь годовщины Сталинской конституции (декабрь 1937)



В 1926 году директором завода стал Иван Лихачев. Бывший слесарь и матрос, он занял должность в 30 лет. При нем начался массовый выпуск автомобилей, и завод превратился в настоящий автогигант.



«Мы пришили к пуговице пальто» – так Лихачев описал результаты первой реконструкции завода. В цехах установили новейшее американское оборудование, которое позволило повысить годовой выпуск автомобилей практически в 8 раз.

В Америке Лихачев встретился с создателем автомобильной империи Генри Фордом и получил от него приглашение на работу. «Вы родились под автомобильной звездой. Вас поили не молоком матери, а бензином, черт возьми». После смерти Лихачева завод назовут его именем.



ЗИС-101. Первая легковая машина завода представительского класса. На ней перемещались партийная элита, работники дипломатической службы, деятели культуры. Такие автомобили были у актрисы Любови Орловой, писателя Алексея Толстого.



ЗИС‑110. К его разработке приступили еще во время войны. Хорошая шумоизоляция, радиоприемник, часы, мягкие сиденья с набивкой из гагачьего пуха – все это было в новинку для советского автопрома. Несколько экземпляров были сделаны с бронированными стеклами. Один из них предназначался Сталину.



Душ перед выпуском (22 марта 1959)



Автомобили ЗИЛ, наравне с иностранными марками, составляли парк Гаража особого назначения и были закреплены за членами Политбюро и их семьями.



На сборочном конвейере ЗИЛ-157 (18 октября 1959)



Водитель-испытатель ЗИЛ (25 августа 1968)



На заводе производили не только автомобили: под маркой «ЗИЛ» выпускались автобусы, холодильники, велосипеды.



При ЗИЛе существовал завод-ВТУЗ. Студенты сочетали учебу с работой на производстве. В 1980-е он переименован в Московский автомобилестроительный институт – МАСИ, а в 1990-е – в Московский государственный индустриальный университет – МГИУ.



Студенты ВТУЗ ЗИЛ готовятся к зачетам (20 марта 1963)



Конструктивистское здание ДК «ЗИЛ» построено в 1930-е годы по проекту братьев Весниных. Свободная планировка, панорамные окна, строгие геометрические формы характеризуют признанный памятник московского авангарда. На крыше спланирован раздвижной купол обсерватории.



Каждый день, сверяясь с часами на проходной, тысячи сотрудников спешили на работу. Большинство автозаводцев пользовались открытой в 1943 году станцией метро «Завод имени Сталина». В 1956-м ее переименуют в «Автозаводскую».



У проходной можно было сесть на специальный местный автобус и доехать до своего производственного корпуса.



ЗИЛ – целый город в городе со своей инфраструктурой. На территории находились магазины, столовые, кафе. Сотрудники и их семьи пользовались специальными поликлиниками, больницами, детскими садами и санаториями.




На заводе выходили несколько газет. Первая, издававшаяся с 1922 года «Вагранка», вывешивалась в каждом цехе и в коммунальных домах.





Завод смог пережить кризис 1990-х, но производство автомобилей сократилось.



Последний грузовой автомобиль был выпущен в 2016 году и продан в трамвайный парк Казани.


Фото из архива Валентина Хухлаева

https://back-in-ussr.com/2021/06/zil-kak-eto-bylo.html


Источник: ЗИЛ. Как это было?
Автор:
Теги: ЗИЛ 1930 1937 1943 2021

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Почему кабины ЗИЛ-130 при СССР окрашивали в голубой цвет...
Почему кабины ЗИЛ-130 при СССР окрашивали в голубой цвет...
0
Артобоз 11:11 20 июн 2022
Зачем одной женщине было несколько мужей и другие странные брачные традиции
Зачем одной женщине было несколько мужей и другие странные брачные традиции
5
Человек познаёт мир 14:30 15 фев 2023
Каким было реальное детство Алисы из Зазеркалья:Холодные ванны,взрослые беседы и странные фотографии
Каким было реальное детство Алисы из Зазеркалья:Холодные ванны,взрослые беседы и странные фотографии
2
Человек познаёт мир 02:30 02 апр 2024
Не было оргазма…
Не было оргазма…
1
Живи правильно 12:00 14 сен 2017
А вот раньше было…
А вот раньше было…
2
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 17:24 16 ноя 2023
Вещи, которыми раньше можно было щегольнуть перед соседями, а сегодня их даже даром никто не берёт
Вещи, которыми раньше можно было щегольнуть перед соседями, а сегодня их даже даром никто не берёт
11
Человек познаёт мир 23:57 09 июн 2023
Спирт вместо душа,лимон вместо дезодоранта:Как люди блюли чистоту, когда средств для гигиены не было
Спирт вместо душа,лимон вместо дезодоранта:Как люди блюли чистоту, когда средств для гигиены не было
3
Человек познаёт мир 05:30 17 фев 2024
Говорят: у нас в 90-е того не было, у нас в 90-е этого не было. А у нас есть! И это надо покупать
Говорят: у нас в 90-е того не было, у нас в 90-е этого не было. А у нас есть! И это надо покупать
5
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 09:00 08 авг 2023
Современникам и не снилось, или Что было в меню у Скандинавских авиалиний полвека назад
Современникам и не снилось, или Что было в меню у Скандинавских авиалиний полвека назад
4
Человек познаёт мир 14:30 31 окт 2023
У одной бабушки было три внука и две внучки
У одной бабушки было три внука и две внучки
2
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 22:44 03 июл 2023
Было бы желание
Было бы желание
0
Интересности 20:01 17 мар 2017
Какие русские имена запрещено было давать дворянам
Какие русские имена запрещено было давать дворянам
46
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 01:43 13 апр 2021

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства