Мы призываем людей замечать не только плохое, а почаще открывать своё сердце для добра.

Жизнь с протянутой рукой: как побирались в царской России

Народная мудрость гласит, что от тюрьмы и от сумы зарекаться не стоит. Если в первом случае все очевидно, то о второй части поговорки можно поспорить. Нищенство до революции являлось для многих выгодным бизнесом, который не требовал вложений и позволял жить лучше, чем те, кто зарабатывал деньги трудом.

В конце XIX века любой верующий житель Москвы или Питера, прежде чем попасть на службу в храм, должен был преодолеть целую «полосу препятствий». Все подходы к соборам, начиная от ворот и заканчивая папертью, были плотно забиты нищими, которые галдели, рыдали, хохотали, тянули за одежду и бросались под ноги, чтобы получить с прихожан хоть какое-то подаяние.

Нищие-певцы на картине В. Васнецова как раз изображают братию, собирающуюся перед службами на паперти

Для несведущего человека, армия убогих представляла себе хаотичную массу, действующую беспорядочно, но опытный глаз сразу отмечал серьезную организацию среди просящих «Христа ради». Нищенствующая братия разыгрывала целые спектакли, чтобы получить милостыню. Вот как об этом пишет петербургский журналист начала XX века Анатолий Бахтиаров в своей документальной книге «Отпетые люди: Очерки из жизни погибших людей»:

«…В это время в притворе храма показался довольно пожилых лет какой-то купец. Увидя его, нищие моментально притихли и, охая и вздыхая, заголосили на распев, прося милостыню.

— Подайте, Христа ради! Не откажите, благодетель! Муж умер! Семеро детей!

— Подайте слепенькому, слепенькому!

— Помогите убогому, несчастному!

Купец сунул в руку „несчастной вдове“ медяк и пошел далее. Антон не зевает: он распахнул церковные двери именно в тот момент, когда купец подходил к ним, за что получил тоже медяк».

Участвующий в представлении Антон — это муж безутешной вдовы, пытающейся разжалобить купца 7 детьми. Стоит ли добавлять, что если у пары на самом деле есть дети, то они также работают в этой сфере, возможно даже в связке с родителями. Погорельцы или «пожарники» — еще одна категория просящих, которые работали везде, где только можно. Эти люди изображали крестьян, потерявших дом и пожитки в результате пожара и собирающие на восстановление жилища или строительство нового. Пожары были обычным делом на Руси, строившейся из дерева, и от такой беды не был застрахован никто. Поэтому таким нищим охотно подавали, особенно если он работали группами в компании с чумазыми рыдающими детишками и убитой горем супруги.

Типичные погорельцы с минимумом вещей и следами пожара на одежде и лицах

Очень многочисленны были всегда переселенцы, которые рассказывали незатейливую историю о том, что покинули родной дом в отдаленной голодающей губернии в поисках лучшей жизни и вынуждены скитаться терпя самые невероятные лишения. Такой способ побираться был не самым выгодным, так как обычно «переселенцы» работали группами, деля добычу между собой поровну или по праву сильного.

Так выглядела группа «переселенцев». Им нередко подавали для того, что избавиться от их соседства

Также в Российской империи трудилось огромное количество калек. Среди них были как реальные инвалиды, так и те, кто преувеличивал свою немощность или вовсе ее выдумывал. Чтобы имитировать уродство или последствие ранения использовались самые разные способы, от банальных костылей, до привязывания в телу сырого мяса с целью имитировать тяжелую хворь. Многие «безногие» проявляли чудеса стоицизма, просиживая на тротуарах или у церквей с поджатыми конечностями долгие часы. При разоблачении такие калеки бывали нередко биты и даже арестованы с препровождением в уже знакомые края за Уральским хребтом.

Особой, «белой костью» в России всегда считались нищие-сочинители. Эти люди часто имели неплохое образование, обладали располагающей к доверию внешностью и опрятно одевались. Работали они по особому сценарию, не опускаясь до попрошайничества на улицах. Такой тип заходил в торговую лавку и с достоинством просил приказчика позвать хозяина или обращался к одинокой благообразной даме.

Женщины бывали более доверчивыми и особо щедрыми

При этом давление делалось не на религиозные чувства, а на человеческое сострадание. Сочинитель рассказывал короткую, но правдоподобную историю о том, что побудило его, благородного человека так низко пасть и протягивать руку. Здесь было важно правильно выбрать повествование — дамы охотно подавали жертвам неразделенной любви и внутрисемейных интриг, а торговый люд разорившимся и проигравшимся в карты предпринимателям.

Нужно отметить, что с тех пор изменилось немногое и эти специализации, несколько видоизменившись, существуют до сих пор. Кроме этого, в наше время появилось множество новых способов просить милостыню у доверчивых граждан, а профессиональные нищие стали более циничными и изворотливыми.

Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на наш Twitter, страницу в Facebook или канал в Telegram.

 


Источник: Жизнь с протянутой рукой: как побирались в царской России
Автор:
Теги: бомж история лонгриды мошенничество народы нищие Общество Попрошайки российская федерация Жизнь Россия рука facebook армия

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства