Мы призываем людей замечать не только плохое, а почаще открывать своё сердце для добра.

«Зелёный призрак»: как воевал самый смертоносный бронепоезд

Защищавший во время Великой Отечественной войны черноморское побережье бронепоезд № 5 имел официальное название «Железняков». Однако немцы, осаждавшие Севастополь, за смертоносность и необычный внешний вид прозвали его «Зелёным призраком».

Формирование

Бронепоезд «Железняков» построили в ноябре 1941 года на Севастопольском морском заводе. Название он получил в честь участника Октябрьской революции матроса Анатолия Железнякова, который в Гражданскую войну командовал бронепоездом.

Состав имел 4 броневагона, оснащённых пушками 76,2 мм и 76 мм, артиллерийскими установками 34-К и миномётами 82 мм. Также с поезда могли вести огонь одновременно 16 пулемётчиков. Колёса приводились в движение бронированным паровозом серии Ов и вторым, более мощным, но не защищённым от попаданий снарядов грузовым паровозом Эл-2500, который должен был обеспечить достаточную маневренность на подъёмах в районе Севастополя.

 

«Зелёный призрак» в деле

Как вспоминал автор книги «Севастопольский бронепоезд» мичман Николай Александров, служивший на поезде старшиной пулемётчиков, состав постоянно менял облик. Бойцы регулярно маскировали бронеплощадки, расписывая их в защитный камуфляжный цвет, покрывая пятнами и полосами. По всей длине поезда на шестах развешивали маскировочные сети, благодаря чему состав сложно было заметить издалека.

Уже в первом рейде 7 ноября 1941 года «Железняков» успешно обстрелял силы вермахта в районе крымско-татарского селения Дуванкой, застигнув фашистов врасплох.

«Сначала гитлеровцы считали, что по ним бьют какие-то новые батареи русских, а когда узнали, что это бронепоезд, то окрестили его «Зелёным призраком». Что ж, название меткое! Наш "Железняков" появляется неожиданно, наносит сокрушительный удар и так же внезапно исчезает», – писал Александров.

Основная тактика использования бронепоезда № 5 заключалась в стремительных нападениях. Выезжая на полной скорости из железнодорожного тоннеля, состав через несколько минут скрывался в другом тоннеле. За это время артиллеристы и пулемётчики интенсивным огнём наносили врагу серьёзный урон. Немцы же, как правило, не успевали ударить по вагонам артиллерией. Если же вылетала авиация, экипаж «Железнякова» успешно отражал атаки с воздуха, подбивая самолёты.

В сутки поезд мог совершать по несколько рейсов. Чтобы состав не попал на разрушенные пути, впереди «Зелёного призрака» всегда следовала разведывательная мотодрезина. Кроме того, к поезду приписали восстановительную бригаду, занимавшуюся ремонтом повреждённых рельсов и шпал.

За восемь месяцев боёв «Зелёный призрак» совершил 140 выездов. Только с 7 января по 1 марта 1942 года в результате налётов бронепоезда было убито до  вражеских солдат и офицеров. Кроме того, «Железняков» уничтожил 9 дзотов, 10 грузовых повозок, 13 пулемётных гнезд, 3 автомашины, 6 блиндажей, 3 самолёта и 1 тяжёлую батарею.

Гибель «Железнякова»

Регулярные нападения «Зелёного призрака» раздражали командование вермахта, и 26 июня 1942 года немцы отправили эскадрилью из 50 самолётов, которые разбомбили базу бронепоезда – Троицкий тоннель. Рухнул один из входов, завалив бронеплощадку, однако с уцелевшей части состава бойцы вели бои ещё в течение суток, совершив три огневых налёта на врага.

«"Зелёный призрак" оправдывал свое прозвище. Его засыпали землёй, раздавили, разбомбили, а он по-прежнему живёт, действует, наносит удары», – размышлял впоследствии автор воспоминаний.

Однако 27 июня обрушился второй вход в тоннель. Выжившие члены экипажа сняли с поезда оружие и продолжили обороняться уже вместе с другими частями.

Через два месяца немцы вытащили бронеплощадки, расчистив тоннель, и создали на основе «Зелёного призрака» собственный бронепоезд «Ойген», который затем взорвали при отступлении в 1944 году.

От «Железнякова» остался неповреждённым только вспомогательный паровоз серии Э, который использовался по назначению до 1967 года. В 1970-х годах в память о знаменитом бронепоезде этот паровоз установили в районе железнодорожного вокзала Севастополя.

Тимур Сагдиев

https://russian7.ru/post/zelyonyy-prizrak-kak-voeval-samyy-s...


Источник: «Зелёный призрак»: как воевал самый смертоносный бронепоезд
Автор:
Теги: призрак 1970 2500 авиация Александров

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства