Витас Луцкус — культовый фотограф из Литвы, работы которого при жизни экспонировались довольно редко. К фотографии Луцкус пристрастился, когда ему не было и 20 лет. Он много путешествовал, работал над различными темами.
Милиция Тбилиси распивала с ним вино. Воры из Одессы приезжали посмотреть на этого человека. Из глубинки Башкортостана ему присылали мед. Католикос всех армян встречал его роскошным ужином. Дома он держал живого льва. Много работал и много пил.
Вереница людей доверяла ему, восхищалась им, подражала его манерам и пересказывала его увлекательные истории. Его великолепный и экстравагантный дом слыл самым ярким центром культурной богемы тех времен. Фотограф и его прекрасная жена принимали у себя знаменитых художников со всего Советского Союза. Беседы об искусстве и жизни здесь тянулись дольше, чем день-два. Но фотография поглотила его по-настоящему.
Двое.
Свою жизнь он не выбирал — его Богом было искусство и это определило его судьбу. Родился в Каунасе. Жил в Вильнюсе. Женился на русской девушке Тане. Очень красивая получилась пара, по воспоминаниям друзей. Яркая. Друзей в доме всегда бывало много — со всего Союза (он не застал распада СССР). Дом — мастерская: безупречный интерьер, старинная мебель, живопись, книги; музыка, посуда, серебро — ничего кричащего и лишнего. Небалтийская широта и хлебосольство. Любопытные, завистники (они его и погубили).
Фотограф Витас Луцкус жил в обществе, которое официально его не принимало. Неистовость, безграничная индивидуальность и экстраординарные документальные фотографии выдавали в Луцкусе художника, который отказался приспосабливаться к условиям, так называемой «нормальной» жизни. Он не искал успеха в рамках системы. Много лет прошло. Но Луцкус все еще «запрещенный» фотохудожник, даже в своей родной, уже независимой стране. Его достижения и инновации по-прежнему известны лишь тесному кругу интеллектуалов, как это было в советские времена при жизни фотографа.
«Мы просто жили, — вспоминает вдова фотографа, — Мы творили. Жили. Мы были счастливы. Только теперь я понимаю, что это была история». «Он обладал уникальной способностью вдохновлять и мотивировать, умел влиять на других людей. Мог работать по несколько дней подряд почти без сна и выпивки».
Они встретились в больнице, когда она готовилась стать медсестрой. Ей было 18, а ему 24. Их первый совместный дом скорее можно назвать фотолабораторией, в которой стояла раскладушка. Жена Таня стала его музой и творческим партнером, и моделью, и сопродюсером. Они зарабатывали, создавая рекламные плакаты, которые владельцы магазинов развешивали над полупустыми прилавками магазинов.
Автопортрет с Таней
Луцкус обладал безграничным творческим потенциалом и способностью вдохновлять богемное сообщество, в котором вращался. Его считают родоначальником концептуальной фотографии в Литве. Но Витас Луцкус навсегда сохранил преданность репортажной съемке, с которой начинал карьеру, умело объединяя два совершенно противоположных направления: чистый документализм и храбрый вымысел.
Братья
Витас Луцкус называл себя «дворняжкой». Кадры он наполнял информацией и эмоциями. Часто снимал людей с раздражающе близкого расстояния, нажимал на спуск затвора в момент, когда человек начинал хохотать или вздымал руки в движении.
С 1960-х до середины 1980-х годов он путешествовал по всем советским республикам, фотографировал крестьян, артистов, случайных прохожих, милиционеров, городских детей. Он работал с одержимостью, фотокамера всегда висела у него на шее. Фотограф никогда не занимался политикой, но его работа не принималась цензурой. За ним часто следили информаторы и полицейские.
16 марта 1987 года неизвестный человек, предположительно агент КГБ, посетил квартиру семьи Луцкус в Вильнюсе. Витаса возмутили вопросы этого человека, согласно отчету, он нанес ему смертельный удар, после чего сам выбросился с балкона. Жена нашла его в снегу.
Вместе.
Она продолжала снимать еще в течение нескольких лет, но в Литве никогда не чувствовала себя в безопасности. В 1991 году переехала в Соединенные Штаты, забрав с собой дочь Катрину, чемодан с фотографиями и дневниками Витаса и 50 долларов. Там она вышла замуж. Сейчас Таня Альдаг работает в доме для престарелых на своем ранчо в пригороде Мэриленд, где хранит тысячи черно-белых снимков, наполненных советской Литвой.
Таня Альдаг
Фотографии Витаса Луцкуса — фотографа, которого считают одним из родоначальников концептуальной фотографии, — опередили своё время. При жизни он был известен только узкому кругу интеллектуалов, да и его безвременная смерть практически ничего не изменила. В Швейцарии выпустили альбом, в Голландии устроили посмертную выставку, а Музей изобразительных искусств им. Пушкина купил небольшую коллекцию его фото. Несколько снимков Луцкуса ушли с молотка на аукционах.
Этот снимок Витаса Луцкуса из серии «Путешествия» был продан на аукционе Sotheby’s за 1 500 фунтов стерлингов.
Целеустремленность.
Гора с Марксом, Энгельсом и Лениным — Башкирия, река Белая
Тбилиси, 1981
Где-то в Грузии
Нийоле Сторик и Гедрюс Мацкявичюс из цикла «Импровизации»
Радость жизни.
Витас в Вильнюсе, 1980
Мастерская.
Смотрите также:
Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на наш
Комментарии (0)