Мы призываем людей замечать не только плохое, а почаще открывать своё сердце для добра.

Зачем в 1943 году Сталин ввёл раздельное обучение в школах

В разгар Курской битвы, летом 1943 года, советские школы были разделены на мужские и женские. Цель этой реформы, как объясняли детям учителя, состояла в том, чтобы сделать из мальчиков настоящих воинов.

Мальчики – налево, девочки – направо

16 июля 1943 года СНК СССР издал постановление «О введении раздельного обучения девочек и мальчиков». Шли летние каникулы, и за оставшиеся до нового учебного года полтора месяца школы должны были полностью перестроить принципы своей работы. Впрочем, реформа коснулась лишь небольшого числа школьников, которые учились в крупных городах. В провинциальных городках и сельской местности, где дети не имели возможности посещать несколько школ, обучение осталось совместным.

В соответствии с новыми правилами изменилась трудовая, физическая и военная подготовка детей разного пола. Учебная же программа осталась одинаковой.

Вероятно, к проведению реформы Сталина подтолкнули тяжёлые реалии военного времени. Советские мужчины массово гибли на фронте, и в школах сформировалось поколение «безотцовщины». Особенно негативно это влияло на воспитание мальчиков. Педагоги ещё до введения раздельного обучения пытались компенсировать нехватку «мужской руки». Делался уклон на военные игры, школьников обучали боксу и учили методам разведки.

Детям реформу объяснили в первую очередь тем, что в совместном обучении, которое якобы вводилось для «искоренения пережитков неравенства» мужчин и женщин, больше «нет необходимости». Цель провозглашалась достигнутой. О подлинных же причинах нововведений упоминалось вскользь.

«Многое говорит за то, что для более успешного вашего обучения нужны отдельные школы для мальчиков и девочек, – сообщала газета «Пионерская правда» от 18 августа 1943 года. – Мужчина должен быть воином, и с первого же класса школа должна готовить мальчиков к службе в Красной Армии».

Чтобы девочкам не было обидно, начальник Управления начальных и средних школ Наркомпроса РСФСР Надежда Парфёнова пояснила, что на фронте тоже существует «разделение труда». Женщина, по её словам, становится в Красной Армии «врачом, санитаркой, связисткой, а не бойцом».

«Поэтому и программа военно-физкультурной подготовки для мальчиков и девочек различна», – резюмировала чиновница.

Трудный эксперимент

Общество восприняло школьную реформу неоднозначно. Например, поэт Давид Самойлов видел в появлении мужских и женских школ один из признаков «обращения к традиции» и вступления советского государства в «пору зрелости».

Самих детей сильно расстроило разрушение сложившихся классных коллективов. Негативно отнеслись к разделению и некоторые девочки, воспитанные в довоенных идеалах.

«У нас школы мужские и женские. По радио говорили, что в девушках надо воспитывать чувство материнства, скромность, стыдливость, хороших хозяек. А из юношей воинов; храбрых, преданных своей родине, закалённых. Это меня очень злит. Я не хочу быть матерью, а скромности во мне ни капельки нет», – записала в дневнике 11 сентября 1943 года 15-летняя москвичка Марина Добрынина (цитируется по сайту проекта «Прожито»).

Хотя декларировалось, что раздельное обучение укрепит дисциплину, на практике это стало тяжёлой нагрузкой для учительниц, особенно в мужских школах. Как отмечает кандидат педагогических наук из Украины Жанна Стельмашук, в женских школах нарушений дисциплины было значительно меньше, чем в мужских, что объясняется «психофизическими особенностями учащихся». В 1944 и 1951 годах выходили приказы «Об укреплении дисциплины в школе», вводился строгий порядок школьных дежурств учителей, родителей и общественности. Однако формальное заучивание «Правил для учащихся», к которому зачастую сводился воспитательный процесс, не могло исправить ситуацию. В некоторых городах доходило до того, что мальчишки сколачивали настоящие банды, действовавшие с особой жестокостью. Одна из таких группировок орудовала в 1946 году в Омске, где 18-летний Анатолий Воробьев собрал вокруг себя подростков в возрасте от 13 лет и старше. Они убивали сверстников с целью грабежа, а тела жертв прятали на чердаке кинотеатра «Гигант».

Социально-педагогический эксперимент сталинского времени продолжался недолго. В 1954 году, через год после смерти «отца народов», школы вернулись к прежней модели — совместному обучению мальчиков и девочек. Вероятно, на решение советского руководства повлияли, среди прочего, события в Корее, после которых Москва отказалась от планов «горячей войны» с Западом.

Тимур Сагдиев

https://russian7.ru/post/zachem-v-1943-godu-stalin-vvyol-raz...


Источник: Зачем в 1943 году Сталин ввёл раздельное обучение в школах
Автор:
Теги: Год обучение сталин школа 1943

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Зачем же вы воткнули ложку в салат?! Это показатель низшего общества
Зачем же вы воткнули ложку в салат?! Это показатель низшего общества
17
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 19:32 21 апр 2024
Зачем в Советском Союзе переучивали левшей, и к чему это привело
Зачем в Советском Союзе переучивали левшей, и к чему это привело
11
Человек познаёт мир 14:30 28 июл 2023
О школах в Сенегале
О школах в Сенегале
0
Интересный мир 10:30 30 мар 2016
Зачем люди обнимаются
Зачем люди обнимаются
2
Человек познаёт мир 03:30 06 апр 2024
Особенности гостеприимства. Как Сталин выиграл Ялтинскую конференцию
Особенности гостеприимства. Как Сталин выиграл Ялтинскую конференцию
0
Настоящая история 08:01 05 фев 2020
Зачем класть сыр в морозилку: советы бережливых хозяек
Зачем класть сыр в морозилку: советы бережливых хозяек
7
Человек познаёт мир 02:30 09 апр 2024
Борьба за выживание: зачем женщинам ПМС
Борьба за выживание: зачем женщинам ПМС
20
Женский развлекательный и поучительный сайт. 16:29 21 апр 2022
Зачем в некоторых моделях пиджаков слева на лацкане делается петля
Зачем в некоторых моделях пиджаков слева на лацкане делается петля
1
Человек познаёт мир 09:30 17 апр 2024
Молодой Иосиф Сталин, каким партия его не знала
Молодой Иосиф Сталин, каким партия его не знала
0
Жизнь прекрасна 05:00 23 янв 2017
Чему учат в школе: 7 необычных школьных предметов, которые существуют в разных странах
Чему учат в школе: 7 необычных школьных предметов, которые существуют в разных странах
4
Человек познаёт мир 01:30 11 мар 2024
Почему и зачем в Новой Зеландии запрещают держать дома котов
Почему и зачем в Новой Зеландии запрещают держать дома котов
18
Человек познаёт мир 17:30 29 дек 2023
Зачем нам нужна агрессия
Зачем нам нужна агрессия
3
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 13:11 12 янв 2024

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства