Фильм производства Финляндии, России, Эстонии и Германии «Купе №6» получил гран-при Канн и выдвинут на премию «Оскар». Режиссер Юхо Коусманен дал интервью «Вечерке».
Что чувствует режиссер, когда его работа становится на шаг ближе к кинопремии «Оскар»? Об этом я первым делом и спросила Юхо Куосманена.
— Юхо, как вы относитесь к тому, что ваш фильм может претендовать на «Оскар»?
— «Купе № 6» пока только выдвинули на эту премию. Мы еще не знаем, будет ли он номинирован. Конечно, для нас это важно. «Оскар» — награда, за судьбой которой следят очень многие, а знают о ней все. Фильму же нужны зрители, без них он просто не может существовать. А награды привлекают к кино внимание, помогают расширить его аудиторию.
— Вас очень тепло приняли в Каннах — десятиминутные аплодисменты. Каково это?
— Очень успокаивающе. Создание фильма — процесс, полный неуверенности, страхов, сомнений. Ведь для меня кино — это способ общения. Мне хочется, чтобы люди поняли то, что я хочу им передать. И в тот момент в Каннах я увидел, что у нас получилось. Это чувство, когда тебя понимают.
— По сюжету в поезде Москва — Мурманск студентка из Финляндии едет смотреть на петроглифы, русский шахтер туда же — на заработки. Но в романе Розы Ликсом, который лежит в основе фильма, поезд шел в столицу Монголии. Почему съемки велись в России? Что привлекло вас в нашей стране?
— Потому что именно такой тип поездов и вероятных встреч во время долгих путешествий, основанный на моем опыте, представился мне, когда я прочел книгу Розы. Не могу сказать, что хорошо знаю Россию, но мне всегда приятно сюда приезжать. И даже если не говорить об основном наполнении фильма, мне кажется, между Финляндией и Россией есть тесная связь, которой нет у нас с другими странами.
— Вид за окном воздействует на внутреннее состояние?
— Конечно, он оказывает влияние на наше настроение, на то, как мы себя чувствуем большую часть времени, так или иначе делает нас теми, кто мы есть. Но, например, сейчас я счастлив, хотя за окном идет дождь. Погода ужасная, а мне хорошо.
— Почему для своего фильма вы выбрали серые и унылые пейзажи, а не что-то яркое и счастливое?
— Основная причина состоит в том, что мне хотелось показать контраст. Между двумя персонажами фильма так много тепла и нежности, что это становится еще более очевидным на фоне неуютной холодной среды. Нам всегда нужны противоположности, чтобы что-то проявить. Мы не сможем ощутить тепло без холода. Другая причина в том, что весь этот фильм — о принятии несовершенной природы жизни. Поэтому я хотел, чтобы люди видели пейзажи не из рекламы, а более знакомые, похожие на реальность, в которой есть место и серому цвету. И пусть эти виды не совершенны, но они прекрасны, с моей точки зрения.
— Главное, за чем следишь в вашем камерном фильме, не пейзажи за окном, а глаза героев. Ради Юры Борисова вы поменяли возраст героя, которому по книге около 50 лет? Почему?
— Для меня возраст не главное. Куда важнее химия между персонажами. Когда мы проводили кастинг, встречали отличных актеров, которые были намного старше Юры.
Но мне так и не удалось найти нужного напряжения между финской актрисой Сейди Хаарлой и российскими актерами. Потом я заметил Юру в фильме «Бык», был впечатлен его работой и захотел с ним встретиться. Когда я увидел Сейди и Юру вместе, для меня стало очевидным: это тот фильм, который я хочу сделать. А возраст персонажа изменить легко — это всего лишь две цифры. И я счастлив, что внес эту правку в сценарий, потому что это к лучшему для фильма. Ведь Юра — изумительный актер и еще более прекрасный человек.
— Почему вы искали партнера именно для Сейди? Как выбрали ее?
— Мы вместе с ней работали на съемках года полтора назад (режиссер снимал финский сериал «Какарат». — «ВМ»). Кстати, ее возраст тоже отличен от возраста персонажа в книге, той 22 года, — Сейди старше. Я же хотел сделать героиню немного более активной, сильной, хоть и не слишком. Сейди сразу была для меня тем человеком, с которым можно было поговорить о фильме.
Мы беседовали о сценарии, о персонажах, о романе Ликсом, о нашем личном опыте, в котором оказалось много общего. Ведь главное — найти взаимопонимание и правильных актеров. Чтобы они были способны воссоздавать нужные чувства. Я увидел это в тандеме Сейди и Юры: кроме того, что они оба артисты, было что-то еще в их поведении, во взаимодействии, что позволило мне понять: вместе мы можем сделать нечто стоящее. На подготовительном этапе мы многое обсуждали, общались на разные темы, чтобы лучше друг друга узнать, выстроить доверие.
— Что было самым трудным на съемках?
— Наверное, то, что многое мы снимали в движущемся поезде. Хотя не скажу, что во время производства мне что-то серьезно мешало. Разве что там было очень тесно и иногда буквально не хватало воздуха. Но я бы не назвал это сложными условиями, скорее необычными. Для меня это было больше приключение, чем испытание.
— Что сильнее всего изумило вас в России, какое открытие вы для себя сделали?
— Где бы ты ни работал, где бы ни снимал, самое удивительное, что можешь встретить, — это люди. И я счастлив, что мне удалось поработать с нашей командой. Еще, конечно, впечатлила меня северная погода. День, когда мы снимали снежную бурю, думаю, был лучшим съемочным днем!
ДОСЬЕ
Финский режиссер Юхо Куосманен родился 30 сентября 1979 года в Кокколе, Финляндия. Окончил Высшую школу искусств, дизайна и архитектуры Университета Аалто. В 2010 году его дипломный фильм получил награду Cinefondation в Каннах. В 2016 году «Самый счастливый день в жизни Олли Мяки» также удостоился главного приза программы «Особый взгляд» в Каннах.
Комментарии (0)