Остаться в живых на улице европейского города в начале 19 века иногда было очень тяжело. Это была жизнь, полная неожиданностей и приключений. Вот как описывает посещение Вены, столицы Австрийской империи, английский гость в начале 1820-х годов.
«Искусство ходить по улицам в Лондоне — это легкая прогулка по сравнению с тем, что значит ходить по улицам Вены. В первом случае все же существует какой-никакой порядок — двуногие и четвероногие животные занимают отведенные им места и вынуждены их соблюдать. В Вене все иначе».
Вена. Джованни Антонио Каналетто
Действительно, главные улицы на несколько футов с каждой стороны были вымощены камнями большего размера, чем в центре, и предназначались для пешеходов. Но у пешеходов не было исключительного права двигаться по своей мостовой. Ничто не мешало лошадям и экипажам вторгаться на их территорию. Они постоянно нарушали границы. Особенно не везло тем пешеходам, кто вынужден был пересекать узкую улицу. Ведь он это делал вместе с несущимся ему навстречу конным экипажем или того хуже груженой повозкой. А если они ехали друг другу навстречу не соблюдая никакого порядка?
«Экипажи пересекаются друг с другом во всех направлениях, торопятся проскочить мимо друг друга. Пешеходу каждую минуту угрожает опасность. Единственный способ сохранить жизнь — добежать до стены ближайшего здания и вжаться в нее как можно сильнее».
Все усложняло то обстоятельство, что треть улицы или даже половина оказывалась завалена дровами, их огромными кучами, припасенными жителями для топлива.
Дама и экипаж
Дрова привозили в город большими брусками, от трех до четырех футов длиной. Их выгружали прямо на улицу, тут же распиливали и расщепляли на более мелкие куски. Часть из них спускали в подвал, остальное оставалось снаружи. И так у каждой третьей двери. Улица теряла большую часть своего пространства. Ничего не оставалось, кроме центрального проезда, за который вступали в жесткую конкуренцию экипажи, тачки, телеги и люди.
«Выигрывает сильнейший. Пешеход вынужден с риском для жизни пробираться сквозь колеса, либо карабкаться по очередным штабелям дров, либо терпеливо ждать, пока центр улицы не станет хоть немного проходимым. Но нужно вовремя уворачиваться. Едва вы успеваете внезапным прыжком отскочить от наезжающей кареты, как с другой стороны начинает свою атаку телега».
Вести экипаж по этим переполненным, загроможденным, беспорядочным и узким улицам, не причиняя ни вреда, ни ущерба окружающей среде, — это, пожалуй, было самым высоким достижением кучерского искусства.
Венская акварель начала 19 века
«Английские рыцари кнута уступают пальму первенства своим венским собратьям. Ничто не может сравниться с той ловкостью, с которой несется венский кучер. Особенное восхищение вызывает его высокое искусство, когда экипаж проносится через крутые повороты улиц». На удивление жители города научились так хорошо вести себя на улицах, что несчастные случаи были поразительно редки. Редко случалось, что возницы не держались подальше от колес друг друга.
Извозчики составляли особую городскую привилегированную касту. «Они почти такие же, как в Лондоне, но с большим чувством юмора, шутками и способностью вымогать деньги». Говорили, что даже самый искусный кучер из другой страны не сможет водить экипаж в Вене без специальной подготовки».
Вена, 1900 год
Еще одна проблема — лошадиный навоз. По этому поводу собирались целые конференции. В 1894 году The Times писала, что через несколько лет навозные кучи в Лондоне достигнут высоты почти трех метров. В городах царила антисанитария и опасность.
Комментарии (0)