Майя Михайловна Плисецкая… Женщина-эпоха, женщина боец, женщина-муза… Эти эпитеты так же характеризуют грани ее характера и судьбы, как и мировая известность примы российского балета. Недаром одно из ее высказываний звучит, как «Характер – это и есть судьба».
Выдающаяся балерина прослужила в Большом театре более полувека. Ее «умирающий лебедь» стал эталоном исполнения, благодаря особой выразительности и пластике движений. В арсенале Майи Михайловны есть множество наград, ее назвали одной из выдающихся балерин ХХ века.
Родилась будущая артистка в семье крупного чиновника и актрисы, кроме Майи было еще два младших сына. Отца репрессировали в 1937 году, а мать, вместе с грудным младенцем, сослали в лагерь для жен изменников Родины в Казахстан. В «хрущевскую оттепель» Плисецкого реабилитировали, но исковерканного детства Майя Михайловна не простила, в 1966-м она выступила в числе противников реабилитации Сталина.
Девочку и ее младшего брата усыновили родные сестра и брат матери, в ином случае детям была уготована судьба детдомовцев. Суламифь и Асаф Мессерер оба служили в балетной труппе театра, не удивительно, что и Майя и ее брат Александр с детства заболели балетом.
Кстати, тетя Елизавета (Суламифь) сразу сумела рассмотреть перспективы племянницы, а выход во время «лебединой» партии, спиной к залу, она придумала, чтобы продемонстрировать исключительную пластику юной танцовщицы.
Майя Плисецкая не видела для себя другой судьбы, она сознательно отказалась от материнства. Балет был работой и увлечением, истинной страстью и полем для экспериментов. Она отличалась драматическим талантом и ввела высокий стандарт исполнения танца.
В жизни Плисецкой искусство было главной целью, она видела в нем постоянный рост над собой, путь к самосовершенствованию. При том, балерина не искала легких путей, а понимала, что успех – это время и дисциплина.
Она говорила, что в жизни нет вторых шансов, поэтому надо жить сейчас, а не волноваться об упущенных возможностях. Она вообще не терпела суеты, ни в жизни, ни на сцене. А еще, она считала, что зритель чувствует фальшь и халтуру в танце, кино, музыке и литературе.
В искусстве нет успеха без самоотдачи, без готовности щедро делиться энергией и эмоциями. Она была по-настоящему сильной женщиной и предпочитала сама торить свой путь, не сгибаясь перед сильными мира сего. В 1990 году, многолетнее противостояние между Плисецкой и руководителем Большого театра закончилось увольнением Майи Михайловны и нескольких артистов, что ее поддерживали.
Балерина не раз говорила, что жизнь – это борьба, борьба до конца, именно на этом и держались ее достижения. Она всегда смело и с любопытством смотрела вперед, а последнее выступление на сцене было приурочено ее 70-летию.
The post
Комментарии (0)