кадр из фильма
Корни знаменитого актера, режиссера и писателя Василия Шукшина вовсе не алтайские. И сам Шукшин знал об этом, хотел поподробнее разузнать о прошлом предков. Но не успел – родословную изучили уже после смерти Шукшина почитатели его творчества.
Исследователь биографии Василия Шукшина Алексей Варламов в книге «Шукшин» писал, что предки актера, режиссера, сценариста и писателя – обрусевшая мордва, как по отеческой, так и по материнской линии. Это так называемые мокшане – отдельная этническая мордовская группа. Советский лингвист Дмитрий Бубрих писал, что о мокшанах упоминал еще Геродот.
Шукшина называют самым известным мокшанином. Есть еще одна этническая группа мордвы – эрзяне (эрзя), которую прославил скульптор Степан Эрьзя.
Как сообщал Алексей Варламов, предки Шукшина обосновались на Алтае в XIX веке, переселившись из Самарской губернии. Директор музея В. Шукшина Анастасия Пряхина, хорошо знавшая эту семью, автор родословной писателя актера и режиссера, сообщала что его предки по матери Марии Поповой были с Шукшиными «из одного географического уезда» Самарской губернии.
Этнические подробности родословной Шукшина применительно к его предкам в монографии Анастасии Пряхиной описываются вскользь, о мокшанских корнях практически не говорится, упор делается на биографические описания предков. Пряхина сообщала, что отец Шукшина Макар, репрессированный как кулак и расстрелянный в 21-летнем возрасте, по характеру был своеобразным, к жене относился, мягко говоря, сдержанно (Шукшин, описывая это супружеское бытие в своих «Любавинах», упоминал, что мать с отцом «жили неважно»). Писатель в одной из статей вскользь упоминал о переселении на Алтай своих предков, делая упор на сложность их ассимиляции на новых землях.
По данным Большой Советской Энциклопедии (автор тематической статьи, к слову, выдающийся российский, советский этнограф Николай Мокшин), впервые об этой этнической группе мордвы – мокши (юг Самарской области – один из районов их обитания) в историографии было упомянуто в XIII веке Виллемом (Вильгельмом) Рубруком, францисканским монахом, миссионером, путешествовавшим по древней Руси.
Михаил Голденков в книге «Империя. Собирание земель русских» описывал мокшан как финно-угорскую народность волжско-пермской подгруппы, от которой, собственно, и пошло название Москвы и Московского государства. По описанию Геродота, приводимом Голденковым, мокшанские кланы существовал в Поволжье еще до IV века. Лексема «Москаль», утверждает Голденков, – это искаженное «моксель» (мокша) – так в Киеве величали представителей этой финно-угорской народности в XIII веке. Романист Голденков полагает, что и этимология слова «Рязань» имеет мордовские корни – оно происходит от наименования народности «эрзя».
В XIII веке, по данным английского монаха францисканца и философа Роджера Бэкона, мокшане активно сотрудничали с монголами и успешно участвовали в походах на польские земли в составе войск монгольского полководца Бату (Батыя) (в частности, авангард мокшан захватывал Люблин и Залихвост).
Мокшанин Герой Советского Союза Михаил Девятаев сумел в 1945 году совершить уникальный побег из гитлеровского плена на трофейном «Хенкеле». Девятаев доставил командованию важнейшие сведения, после проверки в фильтрационном лагере он продолжил служить в РККА.
Николай Меркушкин 7 лет, до 2017года, был главой Республики Мордовия и 5 лет – главой администрации Самарской области, сейчас он спецпредставитель Президента РФ.
Среди мокшан много деятелей культуры и искусства, политиков и общественников. Историография этого субэтноса пока недостаточно разработана. Общеизвестны данные о переписи численности данной этнической группы только советского периода (1989 год) – 30 лет назад мокшан было 180 тысяч человек.
Комментарии (0)