Актер выступил в Российской государственной библиотеке на семинаре, посвященном реставрации документа.
Валерий Баринов фото автораВалерий Баринов, вручая награды участником семинара «Реставрация документа: консерватизм и инновации», рассказал: «Библиотеку имени Ленина могу назвать родным домом. Я часто бывал здесь в студенческие годы, а несколько лет назад, снимаясь в фильме «Москва книжная», два месяца подряд ходил сюда как на работу.
Это были очень сложные, но очень интересные съемки. Снимали мы не только в РГБ, но и, например, в Александрове — там, где искали «библиотеку Ивана Грозного», в библиотеке в Армянском переулке. И иногда нам показывали такие экземпляры книг, на которые можно было смотреть лишь в присутствии полицейского конвоя. Мне даже посчастливилось держать в руках «Апостол» — первую книгу, напечатанную на Руси Иваном Федоровым.
А еще раньше я снимался в картине «Тайны стальной комнаты». Есть такая стальная комната в Академии художеств, которую когда-то Троцкий отдал под рукописи Льва Николаевича Толстого. И мы снимали там немало сцен этого сериала. Я там играл образ Толстого, читал наизусть рукописи и дневники писателя. А учить его тексты было безумно трудно, потому что Толстой может мысль выразить одним предложением, не умещающимся на странице.
В награду за мои труды заведующая «стальной комнаты» дала мне подержать в руках подлинные рукописи Льва Николаевича: одну из глав «Войны и мира» и его дневник с последней записью: «Делай что должно, а там будь, что будет…» Почерк ужасный — писатель боролся за каждую букву — все исчеркано! А рядом ровный мелкий почерк Софьи Андреевны Толстой, переписывающей за мужем главы. Я человек довольно циничный, проживший сложную интересную жизнь… Но, когда я взял в руки эти рукописи, со мной что-то произошло…
Я, зная, что вам приходится иметь дело с не менее, а даже куда более ценными экземплярами, подумал: «Какой же духовный свет должен иметь человек внутри, чтобы заниматься такой работой — реставрацией книг. Я с огромным пиететом и уважением отношусь к людям, которые что-то делают своими руками. И тем более к мастерам такого ручного труда, который невозможно заменить автоматизированным. Желаю вам терпения! А терпение — это то, что дано нам от Бога, чтобы получить вознаграждение за наш труд».
фото автораНе обошли Льва Толстого и организаторы. На выставке исторических книжных футляров «Жизнь футляра» из фондов спецотделов РГБ, приуроченной к работе Шестого Международного научно-практического семинара «Реставрация документа: консерватизм и инновации», представлены, например, походный сундучок Софьи Андреевны Толстой, в котором она перевозила рукописи супруга, и папки, заказанные друзьями Николая Васильевича Гоголя специально для хранения его рукописей.
Организаторы семинара на церемонии открытия вручили награды выдающимся представителям своего профессионального сообщества. В этом году лауреатами стали: генеральный директор РГБ Вадим Дуда, коллектив Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени Грабаря (награду принял его генеральный директор Дмитрий Сергеев), реставратор высшей квалификации Ирина Шарапова, и директор компании «Eterna» Евгений Куликовский. Церемонию открытия провел Александр Сошнин — начальник управления обеспечения сохранности фондов РГБ.
Комментарии (0)