Захваченные идеей пролетарской революции, лучшие люди своего времени, романтики и идеалисты, чуть более ста лет назад очертя голову кидались в мировое пожарище, вооруженные только чувством классовой справедливости и революционным учением Карла Маркса. Одним из тех, кто без остатка отдал свою жизнь за дело коммунизма, был Владимир Ильич Ленин.
Призрак бродит по Европе. Призрак коммунизма.
Классический марксизм предполагает, что общество по мере своего развития проходит различные стадии развития, отличные разными способами производства. Иначе эти этапы известны нам как «формации». Государства, согласно этой теории, являются некими структурами, обладающими, перво-наперво, монополией на организованное насилие и контролирующими основные производственные моменты. Однако, как учит Маркс, общество развивается, и в некие ключевые моменты перерастает тот жизненный уклад, на котором сосредоточено господство правящих элит. Например: средневековая Европа была феодальным обществом, где экономическая блага извлекались путем эксплуатации лично зависимых от помещика крестьян, но по мере развития экономического прогресса возникли новые способы производства, а, соответственно, старая родовая аристократия, основанная на аграрной промышленности, стала тормозом в развитии торгово-промышленных отношений. В результате глубинного противоречия между передовыми общественными элементами и архаичной системой правления назревает конфликт, который может быть решен только революционным путем.
Принципиально важным в классическом марксизме является разница между революцией и государственным переворотом, т.к. последний не предполагает качественных перемен в способе производства и, соответственно, общественной жизни. Маркс и его последователи считали, что революции могут вспыхивать в разных регионах в разное время, но при соблюдении одинаковых факторов: отсталости государства от передовых производственных процессов. Порой такие революции растягивались на столетия. Как, например, неолитическая революция, описанная Энгельсом.
Она предполагала отход древнейшего общества от присваивающего типа ведения хозяйства к производящему (т.е. от охоты и собирательства — к земледелию). Менее протяженной по времени была буржуазная революция: Маркс рассматривал череду различных классовых войн в Европе как следствие одной причины – борьбы богатеющих производителей со старой родовой аристократией. В сущности, классическая революция по Марксу может быть только общепланетарной.
Безусловно, авторы «Манифеста коммунистической партии» глубоко ненавидели капитализм, так как считали его в корне несправедливым. Помимо этого, они считали эту общественную формацию уязвимой, поскольку в классическом либеральном капитализме был такой существенный изъян, как кризис перепроизводства. Причины этого явления по Марксу просты: товара производят настолько много, что он теряет спрос и становится не нужен, что приводит к обнищанию капиталиста и общему кризису. Маркс верил, что именно из-за кризиса перепроизводства отгремело большинство войн в континентальной Европе, так как только через разрушение капитал мог очистить рынок.
Однако, осознав мировые экономические закономерности, коммунисты поняли, что впервые в истории смогут срежиссировать переход от одной формации к другой, более гуманной и справедливой. К социализму, который позже должен развиться в полноценный коммунизм. И одним из тех инструментов, который существовал в распоряжении марксистов, был так называемый «экспорт революции».
Экспорт революции
Предполагается, что страна победившего социализма должна помочь и своим соседям избавиться от гнета буржуазных оков. Это не обязательно предполагало непосредственную военную интервенцию, так как очаги социалистического сопротивления тлели на тот момент во множестве стран Европы. Ограничимся лишь самыми известными: в 1919 году появляются на свет Баварская и Бременская Советские Республики в Германии, в 1918 году революционный вихрь охватывает Эльзас. В скромном графстве Лимерик в Ирландии тоже провозглашают Советскую власть. Поразительно, но даже в тихом и зажиточном Люксембурге были просоветские социалистические недолговременные образования. Как видно, Европа после первой мировой войны пестрела красными флагами и количество людей, жаждавших победы коммунизма, было велико.
Планировали ли власти Советской России (и, в частности, Ленин) экспортировать достижения Октября в другие страны? Разумеется. И, в сущности, в ряде случаев они в этом преуспели: под ружейными залпами революционеров и красноармейцев пали, например, недолговечные буржуазные республики Закавказья.
В своей известнейшей, программной речи «Что такое советская власть?» Ленин описывает горизонты развития социализма: «Советская власть, каковы бы ни были преследования сторонников коммунизма в разных странах, Советская власть неминуемо, неизбежно и в недалеком будущем победит во всём мире».
Классические марксисты считали, что существование социализма в отдельно взятой стране невозможно, так как такое государственное объединение неминуемо было бы уничтожено окружающими. Традиционно в нашей стране главным советским адептом мировой революции представляют Троцкого, что все-таки неверно, Ленин, будучи последовательным марксистом, тоже всецело разделял идею именно мировой революции. Идеи же о существовании социализма в отдельно взятой стране и постепенном отказе от агрессивного экспорта революции более характерны для времени правления Сталина, несмотря на то, что сталинский СССР оказывал помощь левым партизанам Испании времен войны с Франко.
Неправильно, однако, будет воспринимать Ленина как типичного захватчика, больного синдромом бонапартизма. Так как, фактически, он всегда говорил об экспорте революции как об акте поддержки революционных рабочих иных стран. Если вдуматься, это рождает парадокс: с одной стороны, Ленин хотел захватить все страны на свете, а с другой стороны – ни одной.
Дмитрий Каменев
Комментарии (1)