Игорь Пальчицкий побывал на новогоднем «Щелкунчике» в Венгерском государственном оперном театре.
Личный архивВ декабре 2022 года мой любимый Будапештский театр оперетты отмечал свое столетие грандиозным гала. Получив билет на концерт, я окольными путями «проложил» воздушный путь в Будапешт. Но у меня закончилась виза. Предостерегаю всех, что сегодня в условиях непростой международной ситуации на визах пытается нажиться множество аферистов. Вот и я, прежде чем напрямую попал в визовый центр Венгрии, потерял солидную сумму. Документы у меня приняли, дни неслись, но никакого ответа не было. За день до истечения месячного срока со дня подачи заявки мне позвонили из Венгерского консульства. Приятный мужской голос, задав несколько вопросов, с сожалением сообщил, что под визу по культуре я не попадаю, только под туристическую. На следующий день я получил паспорт и был приятно удивлен, что мне поставили двухлетний «шенген»! Это был первый факт отсутствия «звериного» европейского русофобства.
В день моего вылета в Москве начались невероятные снегопады, авиарейсы отменялись, переносились, и моя стыковка в Ереване «горела». Вот еще один, пусть и незначительный, пример, отсутствия патологической ненависти к России: «Авиалинии любезно, с наименьшей доплатой, перенесли мне стыковку на двое суток. В то время, как некоторые наши авиакомпании, не отваживаются на такие «подвиги», даже ради собственных граждан. На своей шкуре проверял не раз.
Личный архивПрилетев в Вену с венгерской визой, я волновался перед таможенной проверкой. Очаровательный молодой пограничник, взяв мой паспорт (на другие документы он даже не взглянул), с улыбкой пожелал мне приятной поездки и на ломанном русском добавил: «Спасибо, что приехали». Я не мог поверить своим ушам, едва не забыл, куда и зачем направляюсь. В приподнятом настроении, добравшись до Центрального вокзала Вены, я устроился в ожидании поезда в Будапешт. И тут начинается ГЛАВНОЕ! В празднично украшенном вестибюле вокзала, заполненном людьми с бокалами горячего глинтвейна, из всех динамиков полились чарующие звуки музыки Чайковского. Которого в ЕС на высочайшем уровне многие политики и «деятели» требовали предать анафеме! Собственно, как и все русское искусство. И вдруг здесь, в центре Европы, заглушая людской гомон и все вокзальные шумы, звучат попурри из «Лебединого озера» и «Щелкунчика», а на нескольких экранах идет трансляция фрагментов этих балетов в отечественной классической редакции! Как говорится, комментарии излишни. И еще что хочу сказать про Вену: и в аэропорту, и на вокзале все, кто слышали мою РУССКУЮ речь, были со мной предельно внимательны, улыбчивы, корректны. А в поезде «Прага-Будапешт» молодые немцы, соседи по купе, помогали мне с размещением багажа и заказом кофе так отзывчиво, будто я их родственник.
В Будапешт я прибыл 22 декабря. А утром следующего дня по приглашению моего друга, солиста Дьерского балета Алексей Долбилова, отправился на спектакль «Щелкунчик» в Венгерский оперный театр. Сам Алексей закончил Пермское хореографическое училище, несколько лет работал в Пермском театре оперы и балета, а затем получил приглашение в труппу Дьерского балета, где уже работает больше 15 лет. Он совмещает работу в театре с продюсерской деятельностью, регулярно организовывая выступления российских артистов в Венгрии и близлежащих странах ЕС.
Личный архивНадо сказать, что даже сегодня Долбилов с большим успехом провел концерт Хора Турецкого в самом сердце Будапешта! До начала спектакля Алексей познакомил меня с директором Национального Балета Венгрии известным танцовщиком и хореографом Тамашем Шоймоши. Тамаш очень значительная фигура в истории венгерского балета. Во времена Советского Союза очень многие выдающиеся мастера будапештской сцены были связаны с Москвой и Ленинградом. Одни проходили обучение и стажировку в Академии Вагановой, другие — в Московском хореографическом училище. А после становились ведущими артистами будапештской сцены, и часто приезжали на гастроли в СССР. Дьюла Харангозо, Виктор Рона, Жужа Кун были очень хорошо известны балетной публике Москвы и Ленинграда. Среди этих имен был и Тамаш Шоймоши. Он проходил стажировку в Вагановской академии, а затем много лет блистал на крупнейших балетных площадках мира. Русскую школу балета он «впитал с молоком матери» и, к счастью, этого не скрывает.
Мне очень радостно было увидеть, что его редакция «Щелкунчика» отталкивается от канонической редакции Василия Вайнонена. Тамаш умело ввел в действо элементы юмора и атмосферу детской наивности, что, как правило, утрачено в современных версиях «Щелкунчика». Поэтому его балет с огромным удовольствием смотрят и дети, и взрослые — атмосфера праздника в театре ощущается повсеместно. Сценическое пространство невероятно красиво и профессионально оформлено, а хореография полностью сливается с волшебством мелодий Чайковского. Постановщик очень грамотно вносит в танец элементы акробатики, органично вписывая их в классическую хореографию, что придает спектаклю привкус сегодняшнего времени. Труппа хорошо справляется с достаточно сложными задачами, которые ставит перед ними хореограф.
Молодежь в труппе очень перспективная. Репетиторско-преподавательский состав возглавляет Ирина Прокофьева, бывшая солистка Мариинского театра, выпускница «Вагановки» — ученица Татьяны Удаленковой и легендарной Нинель Кургапкиной. Что интересно: балет Петра Ильича Чайковского прошел в Венгерской опере в предпраздничный и праздничный периоды 2022 / 2023 более 30 раз при бешеных аншлагах! И дирекция театра решила уже сейчас открыть продажу билетов на спектакли зимы 2023 / 2024, увеличив количество представлений! Так что вся европейская санкционная культурная концепция буквально трещит по швам. Культурные связи с Россией поддерживаются! И Тамаш Шоймоши хочет установить тесный профессиональный диалог с Академией имени Вагановой, так как очень хорошо понимает: без русской школы, русских педагогов и русских танцоров слово «БАЛЕТ» может исчезнуть из лексикона всех языков. Надеюсь, что у него все получится!
Комментарии (0)