Мы призываем людей замечать не только плохое, а почаще открывать своё сердце для добра.

Трагедия «Комсомольца»: тайна гибели советской подлодки в 1989 году

 

 

В текущем году исполняется 30 лет с момента гибели атомной подводной лодки «Комсомолец». Но и про прошествии трех десятилетий у исследователей данной темы остается множество неразрешенных вопросов.

 

Как развивались события

По заключению правительственной комиссии, 7 апреля 1989 года временной промежуток с момента возникновения пожара на АПЛ «Комсомолец», находившейся в Норвежском море в сотнях километров от острова Медвежий, и до ее гибели составил порядка 6 часов. Субмарина, которой командовал капитан первого ранга, Евгений Ванин, двигалась на 180-метровой глубине, имея на борту 69 членов экипажа.

Возгорание возникло в начале двенадцатого в седьмом отсеке. Ликвидировать его дежурными средствами не удалось. В первые же мгновения погиб вахтенный матрос 7-го отсека Нодари Бухникашвили. На подлодке сразу же объявили аварийную тревогу и приступили к всплытию на 50-метровую глубину.

Пламя распространялось и вскоре достигло силовых электросистем субмарины, они вышли из строя, что на 150-метровой глубине застопорило ход АПЛ из-за срабатывания аварийной защиты паротурбинной установки. Тогда Ванин отдал приказ продуть цистерны главного балласта, и это ошибочное, по утверждению экспертов решение, оказалось для судьбы АПЛ и ее экипажа роковым: разорвало трубопровод воздуха высокого давления (ВВД) цистерны главного балласта в седьмом отсеке — туда начал поступать сжатый воздух и масштабы пожара резко увеличились. Сжатый воздух вместе продуктами горения попал в цистерну слива масла главной машины (6 отсек), возросшим давлением масло выдавило в отсек и распылило по оборудованию субмарины. В 6 отсеке погиб мичман Владимир Колотилин. Команду перекрыть магистраль ВВД и гидравлику, ведущие в седьмой отсек, а также герметизировать переборки командир АПЛ не отдал, что также усложнило положение.

 

В 11.16 «Комсомолец» поднялся на поверхность. Продолжающаяся продувка систем главного балласта правого борта горячими газами через поврежденный трубопровод в седьмом отсеке послужила причиной того, что АПЛ спустя пару минут после всплытия начала крениться на левый борт, крен вскоре достиг 6 градусов.

 

На тот момент горели шестой и седьмой отсеки, еще три (второй, третий и пятый) были задымлены, в третьем отсеке загорелся пульт, а в пятом вспыхнули горючие газы. При всплытии подлодка перешла на аккумуляторное электроснабжение, а еще через несколько минут по команде был произведен запуск аварийного дизель-генератора, он работал более двух часов. Ядерный реактор в результате срабатывания аварийной защиты заглушили.

В 11.23 крен лодки на левый борт увеличился до 8 градусов. Через 14 минут с АПЛ был передан первый сигнал о бедствии. Эксперты полагают, что разрушенные системы гидравлики не позволили его своевременно принять и расшифровать в Главном штабе ВМФ СССР — только получив восьмое по счету сообщение с «Комсомольца» в 12.19, командование смогло разобраться в случившемся.

 

Из-за продувки цистерны главного балласта правого борта воздухом, поступающим из седьмого отсека, продолжал увеличиваться крен АПЛ. Было принято решение продувать противоположные цистерны, что только увеличило поступление сжатого воздуха в охваченные огнем отсеки. Фатальным оказалось и промедление с отдачей приказа об использовании экипажем индивидуальных дыхательных аппаратов, длительное время команда пользовалась шланговыми. Тем временем несколько членов экипажа подлодки уже насмерть отравились продуктами горения.

В 12.43 многомоторный ИЛ-38 вылетел к месту аварии, произошедшей в 980 км от границы СССР (у других летательных аппаратов просто не хватило бы горючего на такой перелет). В 14.40 он прибыл на место аварии «Комсомольца» (впоследствии в спасательной операции приняли участие еще два многомоторника). За 20 минут до подлета к месту кораблекрушения командир ИЛа Геннадий Петроградский связался с Ваниным и уточнил обстановку на АПЛ. Командир АПЛ ни о чем не просил и сообщил, что ситуация командой «Комсомольца» контролируется.

 

Пилотам ИЛа было видно, что на АПЛ пожар, подлодка кренится на правый борт. Надводные суда, по расчетам, должны были подойти к месту аварии только к шести часам вечера (к тому времени субмарина уже затонула).

 

В пятом часу АПЛ начала увеличивать крен, Ванин приказал начать эвакуацию экипажа и подготовить всплывающую спасательную камеру. В 17.00 подводники стали покидать АПЛ. С самолета был сброшен спасательный контейнер. С самой АПЛ получилось спустить лишь один спасательный плот. Через 8 минут после начала массовой эвакуации людей «Комсомолец» с 80-градусным дифферентом затонул. Во всплывающей капсуле оставались пятеро подводников, включая самого Евгения Ванина. Он сам и еще трое членов экипажа при всплытии ВСК погибли, как и капитан 3 ранга Анатолий Испенков, остававшийся в затонувшей АПЛ (Испенков обеспечивал работу дизель-генератора). Из-за разницы давления у всплывающей камеры сорвало люк и она затонула. Спастись из нее смог только мичман Виктор Слюсаренко.

 

Для спасения терпящих бедствие подводников в 18.20 прибыла плавбаза «Алексей Хлобыстов». Живыми на ее борт было поднято 30 моряков.

Всего в результате этой трагедии вместе с капитаном АПЛ «Комсомолец» погибло 42 человека, большая часть умерла от переохлаждения или утонула. Сам «Комсомолец» лег на более чем полуторакилометровую глубину.

 

Что говорит главный конструктор

По версии главного конструктора атомной подлодки «Комсомолец» Дмитрия Романова, которой он придерживается в своей книге, основная причина ЧП в АПЛ — отсутствие необходимых знаний у экипажа и, как следствие, несогласованность действий при устранении последствий аварии. Романов полагает, что подводники были недостаточно тренированы и потому не смогли быстро и оперативно справиться с чрезвычайной ситуацией.

Точка зрения ветерана РВСН, кандидата технических наук, Олега Сергеева: «рассеяние», несплоченность коллектива АПЛ привело к тому, что пожар в кормовом отсеке «Комсомольца» ликвидировал в одиночку старший матрос Нодари Бухникашвили. На британской подлодке «Трафальгар», напоминает Сергеев, произошла схожая авария. Но благодаря сплоченным действиям экипажа ее последствия удалось устранить.

 

 

Почему загорелось, так и не выяснили

Даже по прошествии 30 лет точная причина пожара на К-278 «Комсомолец» не установлена. По словам председателя общественной организации, созданной в память о гибели АПЛ, Розы Марковой (у нее на «Комсомольце» погиб сын, офицер-подводник), много неясного не только в причинах трагедии, но и в деталях поисково-спасательной операции после случившегося ЧП.

Маркова говорит о том, что норвежскому самолету, по одной из версий, не позволили участвовать в спасательной операции. Были проблемы со спасательными плотами, которые оказались недействующими. Но капитан первого ранга в отставке Борис Коляда, служивший на АПЛ «Комсомолец», считает, что норвежский «Орион» только мешал в спасательной операции.

 

Капитан второго ранга Александр Покровский работал в комиссии по расследованию аварии на «Комсомольце». Он убежден в том, что трагедия на АПЛ произошла вследствие неисправности дозатора кислорода, мощность которого, считает Покровский, изначально не соответствовала параметрам субмарины. Тем не менее даже ему до конца неясна причина возгорания — ее так и не обнародовали.

 

Будут ли ее поднимать

По словам эксперта Росатома Анатолия Захарчева, этот проект в любом случае должен быть международным, и иностранные инвесторы готовы в нем участвовать. Но необходимо решение о подъеме АПЛ на правительственном уровне. Его пока нет. Данный вопрос серьезно не обсуждается, поскольку считается, что АПЛ «Комсомолец» надежно законсервирована и герметизирована, а потому радиационной опасности не представляет.

Николай Сыромятников

Трагедия «Комсомольца»: тайна гибели советской подлодки в 1989 году


Источник: Трагедия «Комсомольца»: тайна гибели советской подлодки в 1989 году
Автор:
Теги: тайна трагедия авария бедствие быль

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Трагедия Сестёр Фёдоровых
Трагедия Сестёр Фёдоровых
7
Интересный мир 22:58 29 июн 2023
Легендарная атака советской подлодки.
Легендарная атака советской подлодки.
0
Сад огород дача и все самое интересное 05:54 20 авг 2016
Тайна гибели Мурата Насырова
Тайна гибели Мурата Насырова
7
Интересный мир 20:18 13 дек 2021
Френдзона, трагедия и образцовый брак: в чем секрет отношений Ляйсан Утяшевой и Павла Воли
Френдзона, трагедия и образцовый брак: в чем секрет отношений Ляйсан Утяшевой и Павла Воли
4
Артобоз 10:04 28 июн 2023
Ужасы советской гинекологии?
Ужасы советской гинекологии?
76
Живи правильно 17:00 04 дек 2017
Смертельная тайна дельфинов
Смертельная тайна дельфинов
7
Человек познаёт мир 01:30 17 фев 2023
8 книг, которые побили рекорды популярности в 2023 году: «Слово пацана», «Киноспекуляции» и др
8 книг, которые побили рекорды популярности в 2023 году: «Слово пацана», «Киноспекуляции» и др
3
Человек познаёт мир 12:30 01 фев 2024
Тайна гибели «Адмирала Нахимова»
Тайна гибели «Адмирала Нахимова»
0
Настоящая история 20:01 02 сен 2016
Тайна самой странной эпидемии: сонная болезнь в СССР
Тайна самой странной эпидемии: сонная болезнь в СССР
6
Человек познаёт мир 15:01 20 ноя 2023
Признаки советской нищеты у вас дома.
Признаки советской нищеты у вас дома.
43
Здесь только хорошие новости! 07:34 12 авг 2019
Гинекологический портрет советской женщины
Гинекологический портрет советской женщины
6
Живи правильно 05:15 29 апр 2016
"Ужасы" советской школы
"Ужасы" советской школы
38
Здесь только хорошие новости! 06:31 16 июл 2021

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства