Темные паттерны и регулирование цифрового пространства: на ПМЭФ-2022 обсудили вопросы цифровой этики
15:00 16 июня 2022
Модератором сессии выступил генеральный директор «Газпром-Медиа Холдинга» Александр Жаров.
Темные паттерны и регулирование цифрового пространства: на ПМЭФ-2022 обсудили вопросы цифровой этики Фонд Росконгресс
На
XXV Петербургском международном экономическом форуме состоялась панельная
сессия на тему «Цифровая этика и традиционные ценности в мировой индустрии
развлечений и СМИ. Цифровая психология в контексте новой медиаэтичности». Ее
модератором выступил генеральный директор «Газпром-Медиа Холдинга» Александр Жаров.
В ходе сессии генеральный директор
«Газпром-Медиа Холдинга» поднял актуальные вопрос, касающийся регулирования цифрового
пространства, в частности, насколько этично поступают бренды, когда в погоне за
экономическими показателям манипулируют сознанием пользователей, а также узнал
мнение спикеров о том, как индустрия развлечений может работать со смыслами и
их донесением до поколений Z и Alpha.
Александр
Жаров: «Индустрия развлечений с точки зрения новой
этики — это донесение тех самых смыслов через те формы, которые апеллируют к
поколениям, родившимися и выросшими со смартфонами в руках. Это прежде всего
про то, что необходимо выбирать именно тот язык, который понятен и максимально
близок. Индустрия развлечений должна подхватывать детей сначала детским
контентом, потом вести их в период их взросления и продолжать быть с ними
вместе, когда они уже вырастут и у них самих появятся дети».
Александр Жаров Фонд Росконгресс
Спикеры сразу пришли к общему
мнению, что сами по себе термины «искренность» и «этика» не являются чем-то
новым, а вопрос состоит в их мутации под влиянием диджитализации. Анна
Подпрятова подчеркнула, что новая этика стала для поколения зумеров некой опорой
в попытке самоидентифицироваться, и сейчас человек пытается осмыслить поток
контента, испытывает тревожность, потом в попытках найти опору он прибегает к
разным радикальным течениям в сети.
Директор РОЦИТ Рустам
Сагдатулин рассказал о результатах последнего исследования, проведённого
компанией и посвященного механизмам и инструментам манипулятивного воздействия —
бренды манипулируют
сознанием с помощью темных паттернов, поскольку в основе их деятельности стоит
финансовая составляющая. Спикер отметил, что эти инструменты направлены на то,
чтобы пользователь потратил как можно больше денег, а компании в свою очередь
смогли собрать с него максимум персональных данных, которые потом могут
использоваться в корыстных целях. Немаловажным аспектом Сагдатулин назвал такое
понятие как борьба за внимание пользователя.
«Газпром-Медиа Холдинг» выступает генеральным
медиапартнером
ПМЭФ-2022.
Рустам
Сагдатулин: «Пользователь «завлекается» при помощи
устройства и дизайна сайта, приложения и цифровых сервисов, направленных на то,
чтобы склонить его к выгодным для коммерческой компании решениям. При этом, среди самых распространенных
«темных» методов можно выделить: принуждение, запутывание, отвлечение,
использование ошибок, принудительная работа, прерывание, манипулирование
навигацией, сокрытие, ограничение функциональности, шок и уловка».
Часть
дискуссии была посвящена инфлюенс-маркетингу. Участники отметили, что, несмотря
на все еще достаточно высокие бюджеты этого направления, наблюдаются
определенные изменения. Так Алексей Фирсов сказал, что из-за открытой
коммерционализиции блогеров, пользователи все меньше доверяют им и считают их
зависимыми либо от конкретного бренда, либо от государства.
По
итогам дискуссии спикеры пришли к выводу, что группой, на которую больше всего влияют
подобные механизмы, является самая незащищенная часть общества, а именно дети.
Аленксандр Бугаев подчеркнул, что вместе с цифровой этикой в мир детей должна
прийти и цифровая гигиена, однако полностью закрывать и ограничивать для детей
цифровой мир неправильно.
Необходимо, чтобы все участники современного
медиапространства пришли к консенсусу для создания дружественной интернет-среды,
из которой можно извлечь максимальную
пользу для реализации креативного потенциала детей. Добиться успеха можно лишь
при консолидации усилий всех сторон, в том числе государства. При этом одним из решений может быть
призыв к ответственности контентмейкеров и их образование, которым нужно
заниматься уже сейчас.
В дискуссии приняли участие заместитель
председателя комитета Государственной Думы Совета Федерации Федерального
Собрания РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи
Антон Горелкин, председатель Альянса по защите детей в цифровой среде
Елизавета Белякова, первый заместитель Министра просвещения Российской
Федерации Александр Бугаев, основатель Центра социального проектирования
«Платформа» Алексей Фирсов, директор регионального общественного центра
интернет-технологий (РОЦИТ) Рустам Сагдатулин, директор по цифровым медиа и
продвижению Национального исследовательского университета «Высшая школа
экономики» Анна Подпрятова, заместитель генерального директора АНО «Диалог
Регионы» Юлия Аблец, генеральный директор «ВКонтакте» Марина Краснова,
заместитель руководителя ФАС Петр Иванов, а также заместитель главного редактора,
Российское агентство правовой и судебной информации (РАПСИ) Ольга Бинда.
Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.
Комментарии (0)