«Тайна Коко»: универсальная семейная история в антураже загробной Мексики
18:30 30 ноября 2021
Один из главных шедевров студии Pixar.
«Тайна Коко» (2017) Кадр из фильма
Из-за давней и крайне печальной
семейной истории родные строго-настрого запрещают 12-летнему Мигелю заниматься
музыкой и навязывают ему обувное ремесло – бизнес, кормящий семью на протяжении
нескольких поколений. Не желая подчиняться воле близких, мальчик в погоне за
мечтой нарушает семейное табу и внезапно оказывается в Стране Мертвых, где узнает
и понимает самое важное, что нужно помнить всем живым…
«Тайна Коко» (2017) Кадр из фильма
Студия Pixar давно доказала, что умеет блестяще
создавать универсальные анимационные истории, понятные и близкие людям в самых
разных странах. В этом смысле мексиканский колорит «Тайны Коко» (2017) не
более, чем фактурная обертка, в которой экзотические атрибуты
латиноамериканской реальности свободно сочетаются с наднациональными установками,
наверное, всех бабушек мира а-ля: «Ты такой худенький, деточка. Съешь еще!».
«Тайна Коко» (2017) Кадр из фильма
В «Тайне Коко» пиксаровцы в
очередной раз эксплуатируют то, в чем сильны больше всего, – щемящую драму в условиях
фэнтезийного сеттинга, основанную на фантастическом допущении, но взывающую к базовым
человеческим эмоциям. Перед нами – ладно скроенная история о том, как герой уже
в начале жизненного пути оказывается на распутье между семьей и мечтой, зовом
крови и зовом сердца, диктатом общего и частной страстью. Этот
классицистический, по существу, конфликт долга и чувства, с которым
сталкивается маленький Мигель, мигрирует из эпохи в эпоху, из страны в страну,
а потому ясен без комментариев, хотя для наглядности визуализирован уже в
дебюте картины, когда мы обнаруживаем, что у Мигеля и его семьи разные алтари
для почитания усопших: близкие мальчика чтут память предков, а сам он тайно млеет
от кумира-музыканта.
«Тайна Коко» (2017 год) Кадр из фильма
Приведенный выше тезис о том, что
мексиканская фактура лишь красивая обложка, кстати, нуждается в уточнении,
поскольку заменить ее на нечто равноценное применительно к этой истории вряд ли
возможно. День мертвых – знаковый этнокультурный феномен, на котором де-факто держится
едва ли не весь сюжет «Тайны Коко», а с ним – художественное оформление, продакшн-дизайн
картины. Так, именно День мертвых определяет главный визуальный лейтмотив
мультфильма: форму скелетов и черепов принимают не только праздничные фигурки в
Мире Живых и бесчисленные усопшие в Мире Мертвых, но даже головки гитарных
грифов, «оград узор чугунный» и хореографические номера в бассейне на
мегавечеринке Эрнесто де ла Круса.
«Тайна Коко» (2017 год) Кадр из фильма
И если движущихся и статичных останков
в «Тайне Коко» действительно много, то в остальном авторы выдержали разумный
баланс. Песни, конечно, присутствуют (еще бы – в фильме о музыке и
мексиканцах!), но не слишком тормозят действие, поскольку оправданы сюжетом и презентованы
не в том количестве, чтобы смело записывать «Тайну Коко» в полноценные мюзиклы.
Скупую и не очень слезу из зрителей разной степени сентиментальности авторы
выдавливают на классе – легко, но в меру. Забавных гэгов, наращивающих
комическую мускулатуру картины и умело разбавляющих излишний драматизм
повествования, хватает, но без избытка.
«Тайна Коко» (2017) Кадр из фильма
Что еще требует отдельного
упоминания в разговоре о «Тайне Коко», так это сценарий. Завязочная часть истории,
в которой мы узнаем о семейном бэкграунде Мигеля и его кумире, с одной стороны навязчиво
подталкивает к простейшей разгадке предлагаемой сюжетной интриги, а с другой –
практически сразу поселяет в зрительской голове справедливые сомнения и
сигнализирует о подвохе. В какой-то момент начинает казаться, что де ла Крус –
человек-макгаффин, и его отчаянные поиски Мигелем – мнимая цель, на самом деле
ведущая мальчика к чему-то (или кому-то) совсем другому. Потом предполагаешь,
что де ла Крус – некто вроде Кламма из «Замка» (1926) Франца Кафки: вечно
неуловимый и крайне статусный обитатель принципиально недостижимой героем башни.
В конце концов, де ла Крус все же материализуется в кадре собственной персоной,
и сюжет развяжется именно так, как в общих чертах ожидалось с самого начала, но
магия кино столь сильна, что вместо разочарования приходит лишь удовлетворение
от того, как мастерски выстроена и преподнесена нехитрая в своей основе
история.
«Тайна Коко» (2017) Кадр из фильма
Можно было бы еще долго рассуждать
о фильме в контексте мономифа Дж. Кэмпбелла, отметить, что пес Мигеля с
говорящей кличкой Данте своего рода антипод древнегреческого Цербера, или
обратить читательское внимание на прозрачные сценарные отсылки к культовым голливудским
хитам прошлого вроде классических кэмероновских частей «Терминатора»
(1984-1991) или трилогии «Назад в будущее» (1985-1990). Но все эти любопытные
наблюдения меркнут на фоне главных идей фильма – таких простых и таких важных:
не сотвори себе кумира, не предавай свою мечту, люби близких, пока они живы, и
не забывай, когда их не станет. Чтобы освежить эти заповеди в памяти или просто
приятно провести время, пересмотрите «Тайну Коко». Этот замечательный
мультфильм стоил бы того, даже если бы не имел в своем активе заслуженного
«Оскара» и впечатляющих зрительских рейтингов на главных киносайтах планеты.
Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.
Комментарии (0)