Первый масштабный конфликт после Второй мировой продлился три года. Теоретически, противостояние Северной и Южной Кореи, переросло в войну идеологий, где по обе стороны фронта были два лидера послевоенного мира. Правда, СССР, поддерживая Северян, ограничивался контингентом советников и поставками вооружений. А вот с противоположной стороны было все иначе: контингент, выступивший на стороне юга, включал силы США, Великобритании и Австралии.
M26 Pershing и M4A3 американских сил на Корейском полуострове
Эта война не отличилась такой интенсивностью применения танков, как Вторая мировая. Вернее, танки использовали все стороны, но рельеф полуострова не располагал к масштабной концентрации сил в одном месте. Тем не менее, этот конфликт примечателен тем, что машины середины Второй мировой столкнулись с танками первого послевоенного поколения. И сегодня мы рассмотрим основные машины, использовавшиеся в Корейской войне.
M26 Pershing
Американский танк заключительного этапа Второй мировой, в экспериментальном порядке попавший на поля того конфликта. По большинству параметров он превосходил имеющиеся в США «Шерманы», но обладал рядом критичных недостатков, которые остро проявились в Корее.
M26 Pershing у советской противотанковой пушки ЗиС-2, принадлежавшей китайским добровольцам
M26 превосходил по большинству характеристик Т-34-85. Но маломощный двигатель существенно ограничивал сферу применения танка
На полуострове врагом M26 чаще становился он сам: 102 танка были выведены из строя по причине поломок (чаще - мотор-трансмиссия). Из них 24 танка не подлежали восстановлению
Танк обладал двигателем от предшественника, который для потяжелевшей машины был слаб: 500 сил на 43 тонны было мало, что привело к низкой надежности и динамике. Естественно, это усугублялось разреженным горным воздухом. Уже к осени 1951 года из 252 машин, базировавшихся на острове, 170 было потеряно. Причем, огнем Т-34-85 было уничтожено лишь 6 машин. Остальные потери пришлись на противотанковые мины и конструктивные отказы. По этой причине противник смог завладеть 30-50 танками (по разным данным) в комплектном состоянии.
M26 Pershing во время форсирования реки по понтонному мосту
Китайский доброволец позирует на фоне подбитого "Першинга". Примечательно, что танки противника уничтожили лишь три M26, при этом, на минах подорвалось 24 машины (3 - без возможности восстановления)
Этот конфликт стал последним в короткой истории M26. После вывода машин с полуострова, их сняли с вооружения, заменив модернизированной версией «Першинга».
M46 Patton
Танк M46 Patton стал продолжателем идей, заложенных в M26. Танк получил новый бензиновый мотор Continental AV-1790, мощностью в 810 сил, что решило проблему подвижности и низкой надежности предшественника. Остальные изменения были менее значительными: тоже самое 90-мм орудие оснастили новым дульным тормозом и эжектором (впервые в мировой практике), а прицельные приспособления заменили более совершенными.
Ноябрь 1950 года, Хамхунг. M46 Patton легко отличить от предшественника по иной форме дульного тормоза и эжектору, который впервые был внедрен на серийном танке
Для «Паттона» эта война стала первым и последним конфликтом. Эти машины, наряду с M26 стояли на вооружении 6-го танкового батальона. Первый контакт с противником случился 22 октября 1950 года. Встреча с 8 Т-34-85 при поддержке СУ-76 закончилась американской победой.
M46 6-го танкового батальона. "Тигриный" окрас не случаен. Согласно корейским поверьям, тигр - предвестник опасности. Подобным камуфляжем танкисты пытались психологически давить на противника
Примечательны подробности отступления в ноябре того же года. Шестой батальон бросил все имеющиеся машины на железнодорожных платформах в районе Пхеньяна. Американская сторона заявляет, что «так получилось, и все машины уничтожены авиаударом». Но по другой версии, удара не было, или же он затронул лишь часть танков, так как несколько машин в исправном состоянии были отправлены в СССР для всестороннего изучения.
Главным отличием "Паттона" от "Першинга" стал мотор в 810 сил, который избавил танк от низкой динамики и добавил надежности
M46 Patton после наезда ни мину (слева). Таким образом было уничтожено большинство потерянных машин
К лету 1951 года, когда война перешла в позиционную фазу, «Паттоны» использовались как неподвижные огневые точки или штурмовое средство для уничтожения укреплений. В тот же период началась массовая замена парка M26 «Паттонами». За весь конфликт было потеряно 34 танка. Американцы утверждают, что лишь восемь машин подбили танкисты Северян. По версии последних, потери «Паттонов» были выше. При этом на счету M46 не более 20 подбитых Т-34-85 (по разным данным, 12-19 машин).
M4 Sherman
Единственный противник советского Т-34-85, сопоставимый с ним по годам производства. Кроме того, «Шерман» был единственной машиной, одновременно находившийся на вооружении американских и британских сил на полуострове.
M4A3 с 76-мм орудием M1 был сопоставимым противником советского Т-34-85. Но лучшая подготовка американских танкистов была решающим фактором
Когда Северяне начали наступление на Южных друзей США, последние оказались в очень невыгодном положении. Срочная переброска была возможна из Японии, но там находились «Шерманы» с короткоствольной пушкой M3, которая не могла противостоять броне Т-34-85. В спешном порядке «японские» M4A3 были оснащены новой башней с 76-мм орудием M1.
Когда Северяне пошли в наступление, в спешном порядке из Японии было переброшено 76 "Шерманов" с длинноствольным орудием. До появления M26 они принимали главный удар. Но даже с введением "Першинга", танкисты предпочитали более надежный M4
Позже к имеющимся машинам из США доставили новейшие M4A3(76)HVSS, доведя количество «Шерманов» на полуострове до 547 машин (с учетом британских Sherman Firefly).
До января 1951 года американцы потеряли 220 "Шерманов" (120 - безвозвратно). Примечательно, что 205 из них выбыли по причине поломок
С июля – по ноябрю 1950 года на счету «Шерманов» был 41 вражеский танк. При сопоставимых характеристиках бронирования и огневой мощи, на стороне «Шермана» было стабилизированное орудие, более эффективные прицельные приспособления и высокая скорострельность, обеспеченная автоматическим досылателем. Тем не менее, по мнению многих авторов, причина неудач советских машин была в недостаточной подготовке китайских и корейских экипажей.
Танкиста осматривает остатки подвески HVSS своего M4A3
Американская бронетехника в Токийском арсенале: 1 - огнеметные модификации M4A1. 2 - разобранные танки, ставшие донором запчастей, 3 - "Шерман" с гидроизоляцией башни. Подобные использовались при высадке на Окинаву. А уже из Японии они отправились на Корейский п-ов
Интересный момент: даже при наличии более защищенного M26, танкисты предпочитали M4, отличавшийся лучшей мобильностью, проходимостью и надежностью. По этой причине их потери были высокими. Из 516 американских M4, 220 были выведены из строя, причем 120 – без возможности восстановления. Примечательно, что огнем танков было подбито лишь 11 машин. Львиная доля потерь пришлась на механические поломки (105 танков) и подрывы на минах (33 машины).
https://x-true.info/74011-tanki-korejskoj-vojny-bronetehnika-ssha.html
Комментарии (0)